МААМ-картинки

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности «В поисках секрета шишки» в средней группе

Ирина Кунаева
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности «В поисках секрета шишки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с изменением формы шишек за счёт влияния воды.

Задачи:

1. Привлечь детей к элементам исследовательской деятельности : изменению объекта (шишки) под воздействием воды и тепла

2. Закреплять знания детей о геометрических формах предметов (круглая, овальная); закреплять элементарные математические представления, понятия «много», «один»;

3. Активизировать словарь детей: сосновая, влажная, мягкая, закрытая, тяжёлая; сухая, раскрытая, твёрдая, тяжёлая; опустилась на дно, плавает на поверхности; обогащать речь, используя прилагательные;

Публикация «Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности „В поисках секрета шишки“ в средней группе» размещена в разделах

4. Развивать у детей способность сравнивать ветки и шишки сосны с ветками и шишками ели, учить распознавать их по веточкам и хвоинкам, формировать представление детей о шишках (еловой, сосновой, кедровой; большая, маленькая, колючая;, их признаках ;

5. Развивать внимание, наблюдательность, смекалку, любознательность, творческое воображение; понимание простейших причинно-следственных отношений «действие-результат».

6. Воспитывать познавательную активность, интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

7. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, сформировать осознанно-правильное отношение к природе;

8. Формировать навыки зрительного и тактильного обследования объекта, развивать мелкую моторику.

Подготовительная работа :

Рассматривание ели на территории детского сада (во время прогулок).

Просмотр м/ф "Чьи в лесу шишки?", «Лунтик и его друзья.» (Серия 166 "Шишки".)

Изготовление поделок из природного материала (шишек) совместно с родителями;

Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о шишках, хвойных деревьях; чтение авторской сказки Т. Бугровой «История еловой и сосновой шишки», рассказа Н. Сладкова «Еловая каша».

Оборудование и материалы:

еловые и сосновые шишки, семена ели и сосны, кедровая шишка, кедровые орешки, банка с вареньем из шишек,контейнеры с водой, мягкие игрушки Бельчонок, Ёжик; дидактический материал на тему: «Хвойные деревья», презентация «Сказка хвойного леса» (по мотивам авторской сказки Т. Бугровой «История еловой и сосновой шишки», лупы, весы, медицинские шапочки «Шарлотта», клей, соль, манка, кисточки, шишки на подставках, карта-схема проведения опыта.

Ход познавательно-исследовательской деятельности :

1. Постановка проблемы

Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. Хотите узнать от кого оно? (воспитатель показывает слайд с изображением бельчонка + аудиозапись голоса)

Я весь день в лесу скакал,

Шишек в корзинку насобирал,

Ежик увидел их и сказал:

«Так, сегодня дождя не будет!»… и куда-то убежал

Как же об этом он сразу узнал?

Ведь он только шишки в корзинке видал…

Ребята, хочу я секрет разгадать….

Ответ вы поможете мне отыскать?»

- Белки живут в дуплах на ели и сосне. Питаются семенами шишек.

- Ребята, как же мы поможем бельчонку? (ответы детей)

- Когда я шла утром в детский сад, то увидела на нашей веранде для прогулок корзинку. Наверное, это Бельчонок оставил ее для нас. Вы хотите узнать, что находится внутри? Отгадайте загадку: «Не похожи на иголки, а упали тоже с елки» (Шишки)

Дети рассматривают еловые и сосновые шишки.

– Сколько их? (Много).

Возьмите по одной шишке, рассмотрите ее. (Дети берут по шишке из корзинки, говорят какая у кого шишка – еловая или сосновая) Сколько шишек у каждого из вас? (одна) А у всех? (много)

(Воспитатель прикрепляет на силуэт ели и сосны шишки ели и сосны)

- С какого дерева они? (С сосны). Значит они какие? (Сосновые). А с ели как шишки назовем? (еловые).

(дети находят общие признаки еловой и сосновой шишки : колючие, растут высоко, есть чешуйки)

Найдите, чем отличаются шишки ели и сосны?

(дети называют отличительные признаки шишек)

- Какие шишки у ели?

(Еловая шишка удлиненная, похожая на овал. У нее более мягкие чешуйки.)

- Что вы расскажете про сосновые шишки? (Сосновая шишка круглая, с твердыми чешуйками.)

Воспитатель:

Ребята, любопытный Бельчонок попросил нас разгадать,в чем секрет шишек. Давайте с шишками поиграем и попросим их рассказать, как же Ежик узнал, что дождя не будет.

Игра «Покажи шишку» (стоя в кругу)

Ребята, у кого в руках сосновая шишка, спрячьте ее за спину, а у кого еловая – поднимите шишку вверх. А теперь наоборот, еловую спрячем, а сосновую поднимем вверх.

Самомассаж шишкой (стоя в кругу)

Шишку я люблю катать

И ладошками сжимать.

В ручку правую возьму

Пальцами ее сожму.

Руку быстро разжимаю

И в ладошках покатаю.

В ручку левую возьму

И сильней ее сожму,

Снова ручку разжимаю

И по ножке покатаю:

По одной и по другой,

Дружим, шишка, мы с тобой,

Ты секретик нам открой!

Воспитатель: Моя шишка мне ничего не сказала. А ваши? А как вы думаете, ребята, шишки могут говорить? А если могут, то как?

(предположения детей)

Воспитатель: Я думаю, «шшш».

Давайте позовем Ежика и у него спросим: «Как он узнал, что дождя не будет?»

Дети: Ежик!

Воспитатель: Нет, ежик не слышит нас. На улице стало холодно, наверное, он спрятался в норку, ведь ежи зимой спят.

2. Исследовательская деятельность.

Предлагаю отправиться в лабораторию и внимательно рассмотреть шишку.

- Чем занимаются в лаборатории? (ответы детей)

Дети: Проводят опыты, исследования, эксперименты.

Воспитатель: Скажем волшебные слова:

Чики – чики - чикалочка

Игра- превращалочка

Вокруг себя повернитесь

И в лаборатории очутитесь!

Наденем шапочки и превратимся в ученых.

Прежде чем приступать к опытам, напомню правила поведения в лаборатории:

-запрещается вставать с мест без разрешения;

-нельзя засовывать что-либо в рот, нос и уши;

-трогать приборы и оборудование;

-необходимо соблюдать тишину, не мешать своим товарищам.

Воспитатель: Шишка состоит из стержня и чешуек.

(картинка «Строение шишки»)

1. Рассмотрим через лупу чешуйки шишек ели и сосны. Попробуйте их согнуть.

Вывод: у ели чешуйки мягкие, а у сосны - жесткие. И у еловой и у сосновой шишки чешуйки раскрыты. Внутри шишки живут семена.

Воспитатель: Постучите шишкой по тарелочке, проверьте есть ли в ваших шишках семена?

2. Рассмотрим через лупу семена ели и сосны. Одинаковы ли семена сосны и ели? На что они похожи?

Воспитатель:

Зачем семенам крылышко? Подуйте слегка на них. Что происходит? (разлетаются)

Вот так в лесу, в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко, семена разносит ветер, и из семечка вырастает новое дерево: ель или сосна. Сосновые шишки растут два года. В первую зиму шишечка сосны зеленая, а на второй год созревает и чешуйки раскрываются.

(картинка «Как прорастает сосна, ель)

Но не у всех хвойных деревьев семена такие легкие.

Посмотрите, это кедр (картинка) Он растет в тайге, на Дальнем Востоке нашей страны. (показать карту) На нем вырастают большие шишки, внутри которых - семена – орешки. (воспитатель ставит тарелочку с кедровыми орешками). Их едят не только звери и птицы, но и люди. Кедровые орешки очень полезны, содержат много витаминов.

Воспитатель: Ребята, почему не во всех шишках оказались семена?

Дети: Потому что шишки созрели, раскрыли чешуйки, и семена уже улетели.

Воспитатель: Но эти шишки не всегда были такие.

(картинка «Превращения шишки»)

- Почему раньше чешуйки шишки были закрыты? Почему они открылись? Как же нам закрыть чешуйки шишек и узнать, почему они закрываются?

Опыт «Почему шишка закрывает чешуйки

Воспитатель: Ребята, вы помните, что ежик сказал, что дождя не будет. А что такое дождь?

Дети: Дождь - это вода.

Воспитатель: Вы опустите шишки в холодную воду, а я залью шишки горячей водой.

(карта-схема опыта)

- Что произошло?

Дети: Шишки плавают на поверхности воды.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что сухие, легкие.

Воспитатель: Оставим шишки еще полежать в воде, посмотрим, что произойдет с ними дальше. А я предлагаю сыграть в игру «Орех - шишка». (снимают шапочки)

Игра «Орех-шишка» (дети становятся в круг, по сигналу воспитателя «Орех» - дети идут направо, «Шишка» - идут налево).

Дети оценивают результаты опыта.

Воспитатель: Изменился ли цвет воды?

Дети: Да, стал коричневым.

Воспитатель: Шишки – природный краситель, поэтому они окрасили воду. Почему шишки утонули?

Дети: Намокли, стали тяжёлые.

Воспитатель взвешивает шишку сухую и мокрую (намокшая шишка тяжелее, чем сухая).

Воспитатель: Что произошло с чешуйками шишек?

Дети: Они закрылись.

Воспитатель: Посмотрите, все ли шишки закрылись? Почему? Как вы думаете, где шишки закрылись быстрее в холодной воде или в горячей?

Дети: В горячей воде шишки закрылись быстрее. Еловые совсем закрылись, а сосновые нет.

Воспитатель: У ели чешуйки мягкие, поэтому они быстрее намокли и вся шишка закрылась. Значит, когда шишки мокрые, они закрывают чешуйки и прячут семена, чтобы они не высыпались раньше времени.

Появляется игрушка Ежик с баночкой варенья из шишек и Бельчонок

Ежик (аудиозапись) Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы меня звали, но на моем пути было много опасностей, и я очень долго до вас добирался. Бельчонок, привет! Секрет шишки ребята отгадали! Посмотрев на шишки ели, я увидел, что они раскрыты, значит, дождя не будет. Перед дождем шишки закрываются и нужно скорее искать домик, чтобы спрятаться от дождя. В тот день я очень торопился, чтобы собрать шишки и сварить варенье на зиму. А вы знаете, что оно очень полезное, лечит кашель и простуду.

Воспитатель: Ребята, давным – давно, когда не было метеостанций, люди по шишкам предсказывали погоду: шишка закрылась - жди дождя, шишка открыла чешуйки – будет тепло и сухо.

Бельчонок: спасибо, ребята! Спасибо, Ежик! Теперь я знаю секрет шишек! Я все понял!

Воспитатель: Спасибо, Ежик за варенье. А почему ты загрустил?

Ежик: Ребята, я всю зиму сплю под елкой и ни разу не видел елочку в снегу. А сорока мне сказала, что зимой в лесу так красиво! А еще говорила про Новый год какой-то…

Воспитатель: Ежик, не грусти, мы с ребятами подарим тебе много зимних елочек. Ребята, настоящие елочки и сосны очень долго растут, скоро Новый год, и люди ставят дома хвойное дерево, украшают его. Эту традицию завел царь Петр 1. Много елочек вырубают в лесу, без разрешения. Давайте будем беречь природу и на праздник украшать елочку искусственную, из магазина.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Из шишек можно сделать много поделок, нужно только проявить фантазию. Давайте подарим Ежику заснеженный лес из шишек.

Дети подходят к столу, обмазывают шишку клеем и окунают ее в манку или соль. Ежик хвалит детей за такой красивый подарок. (Нажать на звуковую игрушку ежик)

(песня о бережном отношении к природе)

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства» Цель: знакомить детей со свойствами воды. Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе Конспект по познавательно - исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе. Цель: Расширить.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Цель. Сформировать у детей представление.

«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: "Волшебная вода" Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода»Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» МБДОУ №5 Детский сад "Калинка" п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категории Чениб Зейниб Вид: познавательно –исследовательская.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Прогулка с детьми средней группы «В поисках секрета» Наблюдение за цветником Цель: • Формировать представления детей о том, что цветы – живые, они растут и изменяются; • Прививать любовь к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности «В поисках секрета шишки» в средней группе
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 23:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности «В поисках секрета шишки» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кунаева (УИ 181361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД