Лучший педагог года

Интерактивная площадка. Опыт работы

Ольга Рогачева
Интерактивная площадка. Опыт работы

КУЛЬМИНАЦИОННОЕ СОБЫТИЕ МЕСЯЦА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Головащенко Е. В.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 99 «Капелька» г. Тольятти

Рогачева О. С.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 99 «Капелька» г. Тольятти

ФГОС дошкольного образования выделяет одну из основных задач – создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса и решение этой задачи требует создания принципиально новых условий их взаимодействия [3, с. 3]. В течение 2017-2018 учебного года наш детский сад реализовал примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Мозаика» в рамках федеральной экспериментальной площадки «Педагогические условия позитивной социализации детей дошкольного возраста». Особенностью данной программы является обеспечение разновозрастного общения в организации воспитательно – образовательного процесса. И главной задачей программы «Мозаика» является развитие у ребенка способности к самореализацию установлению устойчивых гармоничных отношений с детьми разного возраста [2, с. 6 ].

Публикация «Интерактивная площадка, Опыт работы» размещена в разделах

Для того чтобы понять и глубоко осмыслить суть разновозрастного общения, мы изучили его преимущества перед одновозрастным общением дошкольников и тщательно разобрали модели сотрудничества в группе дошкольников разного возраста. [4, с. 35 – 36]

Объединив детей разного возраста в деятельности, мы дали им возможность получить качественно новый социальный опыт межличностных взаимоотношений, так как ребенок имеет возможность не только наблюдать, но и быть активным участником разных моделей межличностного взаимодействия. Это позволило дошкольникам разного возраста научиться понимать и принимать другого, в независимости от возраста оппонента, а в дальнейшем вступать в контакт с новыми социальными группами.

Схема 1. Механизм межличностного взаимоотношения дошкольников

Программа «Мозаика» ориентирует педагогов на создание следующих психолого-педагогических условий, таких как:

• личностно - ориентированное взаимодействие взрослых и детей;

• полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми;

• активные методы взаимодействия с семьей, особенностью которых является проявление инициативы и самостоятельности всеми субъектами процесса;

На практике мы убедились, что участие семьи одно из важнейших условий реализации Программы, в которой «родитель – главное лицо в воспитании и образовании своего ребенка». Решение воспитательно-образовательных задач успешно только при условии, если педагоги и родители являются равноправными партнерами, проявляют единство стремлений, взглядов на образовательный процесс. Взаимодействие с родителями мы рассматривали в двух направлениях:

• родитель – участник, организатор мероприятий, помощник в группе;

• родитель, как и педагог на равных разделяет ответственность за принятиерешений относительно развития ребенка.

Основу планирования в Программе «Мозаика» составляет комплексно-тематический подход. В конце каждого месяца педагоги проводят кульминационное событие, которое объединяет все виды детской деятельности и обобщает усвоенные знания и умения, полученные детьми в течение месяца. Оно проходит с использованием различных интегрированных форм совместной образовательной деятельности: литературная или музыкальная гостиная, праздник, тематическое развлечение, соревнование, туристический поход, встреча с интересным человеком и др. Кульминационные события в детском саду проходят с участием родителей воспитанников.

Занимаясь вопросами позитивной социализации дошкольников в рамках работы экспериментальной площадки, педагоги детского сада активно использовали разновозрастные объединения детей в различных видах детской деятельности, в том числе в ходе кульминационных событий. Одной из эффективных педагогических находок для воспитателей детского сада стала такая организационная форма проведения кульминационного события, как интерактивная площадка – одна из интегрированных форм совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей, основанная на свободном выборе деятельности и сотрудничестве.

Основная цель в работе с детьми – создание условий для овладения дошкольниками практическими навыками разновозрастного взаимодействия, позволяющая решать педагогу задачи воспитания. Основная цель в работе с родителями - овладение практическими умениями и навыками в организации взаимодействия детей разного возраста, что может быть использовано ими в семейном воспитании, а также освоение практическими приемами работы с детьми для всестороннего развития ребенка.

Пространство площадки разделено на несколько центров активности, мы назвали их «островками активности», каждым из которых руководит педагог – мастер. Обстановку на «островках активности» создавали таким образом, чтобы предоставить родителям и детям право выбора деятельности, поэтому все пространство площадки делили на несколько «островков». Педагоги – мастера - организовали на «островках активности» совместную деятельность с родителями и воспитанниками, демонстрируя приемы работы в определенном виде деятельности.

Как любая организованная форма работы, процесс подготовки к мероприятию и его проведение происходил поэтапно:

1 этап «Подготовительный».

• Изучили потребности, интересы, выбрали возрастные группы и их сочетание, определили виды деятельности участников в соответствии с темой кульминационного мероприятия;

разработали перечень и содержание работы с детьми на «островках активности» (с учетом видов деятельности и темы);

• провели консультации для педагогов и родителей по вопросам организации взаимодействия с детьми на интерактивной площадке, содержания деятельности на «островках активности»;

• информировали детей и родителей о работе интерактивной площадки : ее сроках и тематике в виде афиш, пригласительных билетов, объявлений на информационных стендах в групповых помещениях, холлах детского сада, на сайте;

• подготовили оборудование и оформление «островков активности» (с учетом видов детской деятельности и тематики);

• подготовили места для презентации продуктов детской деятельности по итогам работы интерактивной площадки (при их наличии).

2 этап «Практический».

Провели работу с детьми и родителями на «островках активности», организованную педагогами – мастерами.

Возрастные группы были объединены следующим образом:

1 подгруппа – дети 2 младшей группы (3-4 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет);

2 подгруппа – дети старшей группы (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет).

На площадке работали следующие «островки активности» :

«Новогодняя игрушка» мини – музей (из истории новогодней игрушки) – познавательная и игровая деятельность;

«Волшебство изо льда» опыт со льдом - познавательно – исследовательская деятельность;

«Наш веселый снеговик» - игровая и двигательная деятельность;

«Юные дизайнеры» - продуктивная деятельность.

3 этап «Рефлексивный».

• Оценили востребованность и интерес к содержанию деятельности на «островках активности».

Результатом деятельности детей и взрослых в ходе кульминационного события на интерактивной площадке стало :

• вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, что позволило им овладевать способами практического осуществления различных видов деятельности с детьми разного возраста, осознать свою значимость в процессе развития ребенка и приобрести новый опыт семейного воспитания;

• позитивная социализация детей разного возраста, овладение ими различными моделями сотрудничества;

• совершенствование профессиональной компетентности педагогов, участвующих в подготовке и проведении мероприятия, возрос их авторитет в глазах родителей;

• укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;

• возможность освоения ребенком Программы в детском саду и в семье.

Необходимо отметить, что организовать деятельность дошкольников на интерактивной площадке нам помогло использование технологии формирования навыков сотрудничества в разных видах детской деятельности (автор Л. С. Римашвская). [1, с. 47 - 50]. Мы полагаем, опираясь на опыт организации разновозрастного взаимодействия детей, что это создает основу для применения дошкольниками с 4 – х лет освоенных ими моделей сотрудничества.

• Совместно – индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или в подгруппе, каждый ребенок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата.

Схема 2. Совместно – индивидуальная модель сотрудничества

• Совместно – последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результата действия, выполненный одним ребенком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.

Схема 3. Совместно – последовательная модель сотрудничества

• Совместно – взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определенного опыта совместной работы, а с другой, открывает новые возможности в освоении умений планировать, координировать и оценивать как промежуточный, так и итоговый результат. Сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.

Схема 3. Совместно – взаимодействующая модель сотрудничества

Полученные результаты позволяют нам говорить об эффективности проводимой работы на интерактивной площадке в вопросах позитивной социализации личности.

Список литературы:

1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. - метод. пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 224 с

2. Программа «Мозайка» https://мозаика-парк. рф/

3. ФГОС дошкольного образования https://fgos.ru/

4. Ясвин В. А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада, / В. А. Ясвин //. Образование и наука. - 2006. - № 5 - С. 27-33

Публикации по теме:

Интерактивная презентация как одна из современных форм коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Актуальность проблемы. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость.

Из опыта работы «Конструкторская площадка» для подготовительной группы Работа по конструированию в подготовительной группе направлена гласным образом на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного.

Опыт работы по апробированию новых форм работы с родителями в ДОУ. Маршруты выходного дня Для успешной реализации Программы ФГОС должны быть обеспечены ряд психолого-педагогических условий, одним из которых является «Поддержка.

Опыт работы «Формы и приёмы работы с родителями по улучшение досуга дошкольника» Методическая разработка «Формы и приёмы работы с родителями по улучшение досуга дошкольника». - Цель моей разработки обозначить наиболее.

Опыт работы «Формы работы по экологическому воспитанию и образованию в ДОО с детьми подготовительной группы детского сада» ВВЕДЕНИЕ Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у детей экологического.

Опыт работы «Преодоление трудностей в общении детей и родителей посредством новых форм работы» Хочу Вам представить свой опыт работы совместно с педагогами и поделиться интересными и разными формами своей работы. Актуальность: Общительность,.

Результаты выполнения плана летней оздоровительной работы в средней группе Согласно приказа по МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» № от 2018 года в средней группе «Звездочка» проводилась летне – оздоровительная работа.

Опыт работы «Организация работы с родителями в условиях ФГОС» Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Опыт работы «Организация работы старшего воспитателя по профессиональной компетентности педагогов» Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической.

Опыт работы «Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников» Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивная площадка. Опыт работы
Опубликовано: 24 декабря 2018 в 09:49
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД