Лучший педагог года

Исследовательская деятельность по теме «Театрализованная игра»

Лопарева Зинаида
Исследовательская деятельность по теме «Театрализованная игра»

«Театрализованная игра как средство закрепления знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня»

На сегодняшний день одной из ведущих линий модернизации дошкольного образования является обновление содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста, как в норме, так и с нарушениями в развитии.

В последние годы увеличивается число детей с отклонениями в развитии, среди которых большую группу составляют дети с общим недоразвитием речи.

Публикация «Исследовательская деятельность по теме „Театрализованная игра“» размещена в разделах

Общее недоразвитие речи III уровня, впервые выделенное Левиной, характеризуется как нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематической, лексической, грамматической) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Речевые нарушения оказывают пагубное влияние и на развитие других психических процессов, в частности – памяти.

Государственный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 сентября 2014 года, ориентирует дошкольных работников на использование в воспитательно – образовательном процессе адекватных детскому возрасту форм и видов деятельности.

Общеизвестно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра, как одна из разновидностей игровой деятельности, позволяет решать многие проблемы, связанные с воспитанием, образованием, развитием и коррекцией ребенка, как в норме, так и с патологией.

Однако, в практике коррекционно – образовательной работы с детьми общего недоразвития речи III уровня почти не рассматривается потенциал воздействия театрализованной игры на процесс запоминания русской народной сказки.

В связи с выявленным противоречием нами была определена тема, цель, объект, предмет исследования :

Цель исследования : определить возможности применения театрализованной игры в процессе закрепления знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Объект исследования : процесс закрепления знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования : театрализованная игра как средство закрепления знаний русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: театрализованная игра может являться условием закрепления знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, если соблюдаются следующие условия:

• учитывается значение театрализованной игры для развития личности ребенка с ОНР III уровня;

• реализовываются принципы отбора русских народных сказок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей для организации театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

• организовывается театрализованная игра в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для того, чтобы реализовать цель и проверить правомерность выдвинутой гипотезы, нами были сформулированы задачи:

Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме закрепления знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Выявить психолого – педагогические возможности влияния русских народных сказок на развитие личности ребенка дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Изучить педагогический опыт работы по закреплению знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Определить условия применения театрализованной игры как средство закрепление знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Разработать и подобрать дидактический материал по использованию театрализованной игры как средство закрепления знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Свое исследование условно разделили на 2 этапа.

На первом этапе, из анализа психолого – педагогической литературы мы выяснили, что память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Являясь важнейшей психической характеристикой, память активно участвует в таких процессах как восприятие, мышление, речь, воображение, обеспечивая тем самым целостность человеческой личности.

Память в дошкольный период становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого человек не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Исследования памяти детей с общим недоразвитием речи, проводимые Гуменной, Беляковой, Гаркуши, Мучником, Смирновым, Усановой и др. выявили ряд особенностей. Это:

• объем зрительной памяти практически соответствует норме;

• наблюдается общее снижение функции слуховой памяти;

• характеризуется низкий уровень отсроченного воспроизведения;

• проявляется торможение продуктивности запоминания;

• наблюдается относительная сохранность смыслового, логического запоминания.

Выготский, Истомина, Леонтьев, Лурия и др., исследуя память как сложный психический процесс, приходят к выводу, что эффективное ее формирование происходит в процессе разнообразной деятельности.

В коррекционной работе Грабов, Жукова, Ефименкова, Миронова, Нищева, Филичева, Чиркина и др. среди многообразия игр особую роль отводят театрализованной игре. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов, формирования навыков социальной компетентности, стимулирования творческой активности восприятия окружающего мира.

Исключительное значение для продуктивной памяти имеют мотивы запоминания. Для ребенка – дошкольника таким мотивом является «встреча» со сказкой.

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня русская народная сказка занимает значительное место. Слушая сказку, ребенок усваивает народную речь, метафоры, сравнения, пословицы и поговорки, меткие поучительные выражения, которые тут же включает в свой словарь. Сказка открывает возможности для работы над звуковой культурой речи: дикцией, интонацией, силой и высотой голоса. А последующая работа после знакомства со сказкой формирует у детей умения осваивать связную речь (диалогичную и монологическую, согласовывать речь с движениями и мимикой.

Изучив психолого – педагогическую литературу и опыт работы педагогов – практиков, мы приступили к практической части исследования, которая проходила на базе старшей группы МБДОУ № 201 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово с 24 февраля по 21 марта 2014 года.

На первом этапе эмпирической части исследования, из беседы с логопедом выяснили, что из 19 человек 5 детей имеют диагноз общее недоразвитие речи 3 уровня.

Изучение образовательной области «Чтение художественной литературы» программы «От рождения до школы» дало нам возможность разработать и провести викторину и беседу по русским народным сказкам. Результаты нас не удовлетворили, так как у детей не было прочных знаний о программных сказках старшей группы. Они затруднялись в воспроизведении сюжета, допускали логические ошибки, пропускали отдельные звенья, «теряли» действующих героев, заменяли имена местоимениями, не использовали сказочную лексику.

Поэтому цель формирующего эксперимента мы сформулировали так: используя театрализованные игры, помочь детям с ОНР III уровня запомнить русскую народную сказку «Морозко».

Выбор сказки был обусловлен следующими обстоятельствами:

во – первых, это программная сказка старшей группы;

во – вторых, она отвечает принципам отбора русских народных сказок для организации театрализованной игры детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

в – третьих, эта сказка больше всего вызвала у детей затруднения.

Второй этап эмпирической части исследования мы проводили с учетом современных требований к организации коррекционно - образовательного процесса.

Согласно Государственного стандарта дошкольного образования, не нарушая хода и содержания занятий, использовали театрально – игровые приемы : появление персонажа из сказки, путешествие со сказочным героем, погружение в сказку благодаря театру «живые картинки», инсценированные отрывка из сказки с помощью кукол, разыгрывание ролевых диалогов.

В программе «От рождения до школы» во второй половине дня отведено время для чтения художественной литературы. Этот режимный отрезок, согласно проблеме нашего исследования, старались разнообразить с помощью театра одного актера, работы с куклой, ролевого диалога, игр: «Нравственная лестница», «Сказка наизнанку», «Беседа с персонажем сказки», «Сказочные тайны».

Из беседы с логопедом мы выяснили, что у детей словарный запас не соответствует норме, наблюдаются лексические ошибки, дети почти не пользуются прилагательными, речь аграмматична, не всегда понятна окружающим. Поэтому перед тем как «разыграть эпизод в лицах» вместе с детьми обсуждали героев сказки, давали им характеристику, анализировали их поведение, устанавливали причинно – следственные связи поступков. Тем самым активизировали речевую деятельность, учили пользоваться предметным, глагольным словарем и на словарем качеств.

Театрализованная игра предполагает не только знание текста, но и умелое владение интонационной и пластической выразительностью.

В нашей группе есть традиция «Общий круг». С целью обогащения эмоциональными впечатлениями, которые очень важны для театрализации, взяв на себя разные образы сказочных героев, мы играли в коммуникативные игры: «Клеевой ручеек», «Нос к носу», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли».

Игры «Быстро – медленно», «Низкий – высокий», «Тихо – громко», «Ритм речи», «Логическое ударение» позволяли нам развивать разные свойства голоса.

А игра «Фраза по кругу» способствовала развитию интонационной выразительности.

На утренней гимнастике, прогулке, а так же в других режимных отрезках, в качестве перехода от одного вида деятельности к другому, организовывали имитационные упражнения, где от имени сказочных персонажей дети выполняли разнообразные движения (походить, побегать, попрыгать и т. д.) или передавали разнообразные настроения (испуг, радость, удивление, огорчение и т. д.). Чтобы детям было легче «войти» в образ, предлагали рассказать о чувствах в конкретных жизненных обстоятельствах. Такое ассоциативное мышление давало возможность ребенку «встать» на место героя и через пластику движений создать эмоционально – выразительный образ.

Систематическая работа по организации театрализованной деятельности дала положительный результат. У детей появился интерес к театрализованной игре.

Мы поддержали его, организовав «поход в театр». Инсценированные сказки удалось. «Актеры» и «зрители» получили много положительных эмоций.

Показ спектакля плавно перевел эмпирическую часть исследования на третий заключительный этап.

Чтобы выяснить правомерность выдвинутой гипотезы, детям было предложено пересказать русскую народную сказку «Морозко». Результат пересказа показал, что дети успешно справились с заданием, сказку воспроизвели близко к тексту. В речи присутствовала характерная сказочная лексика. Местоимения «он» и «она» были заменены на имена героев.

А значит, цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирована, систематизирована и обобщена психолого – педагогическая литератур по проблеме исследования.

Практическая, значимость состоит в том, что эмпирическим путем доказана возможность применения театрализованной игры как средство закрепление знаний русских народных сказок у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Материалы исследования могут быть полезны студентам при изучении общепрофессиональных специальных (коррекционных) дисциплин и профессионального модуля «Организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья»,

при прохождении педагогической практики,

а также работникам ДОУ и родителям, заинтересованным в успешном развитии детей с речевыми нарушениями.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность в ДОУ «Театрализованная деятельность в ДОУ» Воспитатель: Золкина Н. С. МДБОУ «Детский сад №47» Каждый год в д/с приходят разные дети: смышленые.

Исследовательская деятельность с детьми 5–6 лет. Конспект занятия по теме «Воздух и его свойство»Исследовательская деятельность с детьми 5–6 лет. Конспект занятия по теме «Воздух и его свойство» Цель: Создать условия для интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности. Программные задачи: -Обучающие: - расширить представления.

Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ ТЕМА: «Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ» Авторское озвучивание сказок. Разработал: Музыкальный руководитель Булатова А. С.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Родительское собрание «Театрализованная деятельность в ДОУ» Родительское собрание: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня, мы поговорим о театрализованной.

Театрализованная деятельностьТеатрализованная деятельность театр на фланелеграфе "Курочка Ряба" театр на фланелеграфе "Три медведя" театр на фланелеграфе "Заюшкина избушка" Театрализованная.

Театрализованная деятельность «Репка» Цель: дать представление о различных видах русского фольклора: сказки, песенки, вызвать интерес к русскому народному творчеству, желание.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в ее основе лежит игра - неиссякаемый источник.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Через театрализованную деятельность можно решать многие педагогические задачи, такие как совершенствования выразительной речи, познавательное.

Театрализованная деятельность в средней группе ГБОУ г. Москвы Школа № 1371 с углубленным изучением английского языка. Дошкольное отделение № 4 (1515) Театрализованная деятельность в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность по теме «Театрализованная игра»
Опубликовано: 11 февраля 2016 в 15:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД