Алевтина Лузгинова
Исследовательская деятельность — высшая форма организации самостоятельной учебной деятельности учащихся старшей школы
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие и образование не могут просто быть даны человеку.
Любой, кто хочет к ним присоединиться, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными усилиями, собственным трудом», – писал в своих педагогических трудах А. Дистервег. Одной из актуальных задач, которые стоят перед современной дидактикой, остаётся повышение самостоятельной познавательной активности учащихся в учебном процессе.
Публикация «Исследовательская деятельность — высшая форма организации самостоятельной учебной деятельности учащихся старшей школы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодня творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий её приобщение к культуре и обретения способа существования в современном мире. Существуют различные технологии создания условий для плодотворного творчества. Стабильная мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию является результатом качественной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Нужно отметить, что качество – это процесс постоянного совершенствования, это движение, которое соответствует велению времени.
В связи с этим на первый план выходит учебно-исследовательская деятельность учащихся. Стремительность жизни заставляет нас менять отношения к исследовательскому поведению. Исследователем теперь является не только учёный, специалист, но и подросток, школьник. Навыки получения новых знаний в обязательном порядке требуются не только тем, кто связывает свою жизнь с наукой, они необходимы каждому человеку. Современный человек не может игнорировать существующие в цивилизации как позитивные, так и негативные явления. Для успешности в жизни человек должен всё больше внимания уделять самообразованию и саморазвитию. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Исследование как вид деятельности должно приводить к устойчивому осознанному и желаемому результату. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях : школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Первый уровень исследований предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Выбираемая тема исследования при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое реферат, научная работа. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию рефератов. То есть, первый уровень можно назвать реферативным.
На втором уровне необходимо, кроме умения работать с первоисточниками, обязательное проведение каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Это может быть проведение собственных опросов, анкетирование, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала, работа с картами фотографиями, документами. Эксперименты проводятся на базе оборудования, имеющегося в школьных кабинетах. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности затем используются в разработке проектов. Обучая учащихся синтезу, анализу, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам, готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации его творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности Достаточно эффективным элементом деятельности на этом уровне может стать изготовление самодельных приборов, макетов, моделей и т. п. Исследовательская работа, также предполагает опытническая деятельность. Опыты могут проводиться не только в условиях школьной лаборатории, но, при возможности, и дома.
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.
Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы. Научный руководитель должен помнить, что учащийся основной школы не имеет опыта работы подобной деятельности. Значит, он сам предложить тему исследования практически не может. Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации и как обрабатывать имеющиеся в наличии факты, как проводить эксперименты. В-третьих, у подростка отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска и формулирования выводов по своей работе.
Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане. Необходимо понимать, что научно-исследовательская деятельность учащихся это процесс совместной работы учащегося и педагога. При написании работ учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы.
Цель научно-исследовательской работы состоит в развитии творческих способностей ученика, повышении уровня его научной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности. Что же должно присутствовать в исследовательской работе?
Во-первых тема исследования должна заинтересовать слушателей.
Выбранная тема работы должна быть актуальной и вызывать у детей интерес.
Затем определяется цель работы (она в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее)
Ставятся задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).
Выдвигается гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).Проводится работа с первоисточниками в библиотеках, музеях, организуются наблюдения и исследования. Определяется методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
Обработка результатов исследования.
При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах).
Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок.
Работа учителя в качестве руководителя научно – исследовательских работ заключается в мотивации исследовательской деятельности, в организации учащихся на определение замысла, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультации по вопросам получения, обработки информации, выбора формы реализации проекта, его презентация.
В организации научно-исследовательской деятельности школьников, можно выделить несколько этапов:
– мотивация научно-исследовательской работы;
– выбор школьником направления исследования;
– постановка цели и задач исследования;
– обработка данных;
– представление работ на научно-практической конференции, на школьном, районном, республиканском и всероссийском уровне.
В узком понимании в систему средств обучения организации научно- исследовательской деятельности учащихся старшей школы включаем совокупность тех, которые максимально содействуют эффективности и результативности организации и реализации данного вида деятельности, а именно:
- средства новых информационных технологий;
- средства интенсификации и активизации традиционных для средней школы форм и методов обучения и самообразования;
- средства интерактивного общения учителя и ученика по вопросам научно- исследовательской деятельности;
- средства реализации индивидуального подхода в обучении;
деловые педагогические игры. Здесь, чтобы не совершить ошибки, нужно помнить, что игровая форма – это только средство для достижения образовательных целей, а средства не должны быть выше целей и содержания. Старшеклассники становятся активными в той сфере деятельности, которую избрали сами. Если тема им интересна, в познавательной активности им нет равных. Конечно, учитель, который выступает руководителем научно-исследовательской работы, берёт на себя сложную задачу помочь ученику на всех этапах. Собственный многолетний учительский опыт подсказывает, что старшеклассники не имеют достаточных навыков научного исследования, недостаточно ориентируются среди большого количества источников информации, иногда теряют логическую последовательность в изложении материала, испытывают сложности в формулировании аргументированных выводов, требуют психологической поддержки, как во время написания работы, так и во время её защиты. Но если достигается положительный результат – предела радости нет конца, как для ученика, его родителей, так и для учителя.
В определении методов организации научно-исследовательской деятельности учащихся старшей школы опираемся на общенаучные положения по отношению к понятию
«метод» в целом и «метод обучения» в педагогической науке в частности, а также основные функции методов обучения: образовательно-обучающую, воспитательную, развивающую и контрольную. Определенный интерес здесь представляет ядро структуры методов обучения и внутренняя сторона их сущности.
Исходя из этого, как определяет профессор А. Малыхин «под ядром методов организации самостоятельной учебной деятельности учащихся старшей школы понимаем целенаправленную, комплексную, интеграционную систему педагогического влияния на процессы САМО (самоактуализации, самообучения, самоконтроля, самооценки, самоорганизации, самоуправления)». К внутренней стороне сущности и проявлению методов обучения относят:
- виды и уровни учебно-познавательной деятельности тех, кто учится (репродуктивный, эвристический, исследовательский);
- организация управления учебно-познавательной деятельностью учеников и контроля знаний;
- логико-процессуальная сторона умственной деятельности тех, кто учится;
- стимулирование и мотивация учения;
- изменение содержания основ наук, техники и искусств, которые изучаются
Анализ структуры объекта методов обучения с целью выяснения постоянно действующих в нём связей и использование полученных знаний о закономерностях процесса обучения обеспечивают трансформацию знаний от уровня интуиции до уровня теоретического познани