МААМ-картинки

Исследовательский проект «Хлеб — всему голова» в средней группе

Светлана Олеговна Саитова
Исследовательский проект «Хлеб — всему голова» в средней группе

Проект-исследование «Хлеб — всему голова» в средней группе

Проект- исследование

"Хлеб - всему голова»

Светлана Олеговна Саитова, воспитатель первой квалификационной категории

Цель исследования : формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о значимости хлеба для человека.

Публикация «Исследовательский проект „Хлеб — всему голова“ в средней группе» размещена в разделах

Задачи исследования :

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше

3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.

7. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

Сроки: долгосрочный (сентябрь-апрель)

Вид проекта : познавательно – информационный, исследовательский, творческий

Участники проекта : воспитанники средней группы № 9, воспитатель, родители музыкальные работники

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. В последнее время меня всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Я выбрала эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.

Я считаю, что участие детей в проекте «Хлеб – всему голова» позволит им максимально обогатить знания и представления детей о зерновых культурах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. При этом дети смогут познакомиться с профессиями людей, обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий пополнится активный словарь детей.

Этапы реализации проекта :

I этап (организационный) Деятельность педагогов и родителей: определение проблемы, постановка цели и задач, методов работы;

-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала; материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей; материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности; презентаций на данную тему;

- составление плана мероприятий по реализации проекта;

- анкетирование родителей воспитанников.

II этап (практический) Социально-нравственное воспитание, познавательно - речевое развитие НОД: «Как хлеб на стол пришел, «О хлебе»

Беседы: «История возникновения хлеба», «Почему хлеб стал называться хлебом, «Какой был хлеб на Руси, «Чем полезен хлеб

Презентация «Как хлеб на стол пришёл пришел?» (слайды)

Рассматривание: колосьев пшеницы и ржи; серии сюжетных картин «Как выращивали хлеб наши предки»; альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий.

Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений: сказка «Мякиш» (Б. Вовк, «Какой хлеб лучше, Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Посадка семян пшеницы, ржи, овса, наблюдение за прорастанием

Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок», «Пирожок», «Хлеб»

Художественно-творческая деятельность

Рисование «Колосок», «Грузовые машины везут зерно»; рисование по сказке «Колобок»; рисование по наблюдениям «Машина везёт хлеб в детский сад».

Аппликация «Колосок» (из салфеток, «Грузовые машины везут зерно».

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки», «Печенье для кукол», «Слава тем кто хлеб растил», «Хлебный колос»

Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».

Музыкально-театрализованная деятельность

Кукольный театр постановка сказки «Колобок».

Слушание: песен «Колосок»хлебе, «Батоны и ватрушки».

Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли»; хоровод «Каравай»

Музыкально – фольклорный праздник: «Хлеб - всему голова».

Художественная литература

Чтение и обсуждение: Б. Вовк. «Мякиш», украинская народная сказка «Колосок», русская народная сказка «Колобок», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Я. Тайц «Всё здесь», Шорыгина «Какой хлеб лучше, стихотворения: «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Чтение и заучивание пословиц, поговорок потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Загадки.

Игровая деятельность. Физическая культура

Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб, «Что сначала, что потом?» и другие

Сюжетная игра: «Хлебный магазин», ”В музее хлеба” и другие.

Игра малой подвижности: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки». Хороводная игра «Каравай».

Башкирская игра «Белый хлеб».

Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».

III этап (итоговый)

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов;

- обобщение собранного в процессе работы над проектом материалов,

Музыкально – фольклорный праздник: «Хлеб - всему голова». Презентация проекта педагогическому коллективу ДОУ.

Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб – наше богатство. Почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Изучив информацию из различных источников, я сначала провела анкетирование среди родителей воспитанников.

Анкета на тему «Хлеб»

1. Как часто вы едите хлеб?

2. Какой хлеб вы больше всего любите?

3. Знаете ли вы как правильно хранить хлеб?

4. Как вы считаете, хлеб полезен или вреден?

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

6. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

7. Объясняете ли вы ребенку, что нужно беречь хлеб?

Вывод: результаты анкетирования показали, что в нашей группе все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным.

Изучая информацию в Интернет, я нашла мультфильм “Хлеб”, который рассказывает о том, как выращивали хлеб раньше. Я показала мультфильм детям. После просмотра мы с детьми составили дидактическую игру процесса выращивания хлеба «Что сначала, что потом». Для обобщения поученных знаний детям была предложена серия картинок «От прошлого к настоящему». При помощи этих картинок дети пришли к выводу, что процесс выращивания хлеба не изменился. Но раньше все делали вручную, теперь людям пришли на помощь машины.

А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный. Так же изучая информацию в Интернет, я нашла много интересного о том, как хлеб выращивают в наше время и провела с детьми НОД «Хлеб - всему голова» с использованием ИКТ. Мы с воспитанниками посмотрели видео-презентацию ”Как хлеб к нам на стол пришёл”

Во время бесед была проведена большая словарная работа. Дети познакомились с такими понятиями как: жница, посеять, взрастить, помолоть, хлебозавод. С новыми профессиями: хлебороб, агроном, комбайнер, колхозник, пекарь, кондитер. С названиями машин, которые помогают человеку в процессе выращивания хлеба : месильная машина, комбайн, сеялка, конвейер.

Ход эксперимента по перемалыванию зё рен на кофемолке:

Цель: познакомить детей с процессом дробления зерна, перетирания его (ручным способом) .

На практике мы решили попробовать старинные способы перетирания пшеницы.

Вывод: в домашних условиях мука получается грубая и серая, нужна специальная обработка.

Одним из немаловажных этапов нашей работы было заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Пословицы учили по мнемотаблице. Детям очень понравился этот метод запоминания через ряд картинок.

С удовольствием дети участвовали в драматизации сказки «Колобок». В результате этой работы у детей обогатился словарный запас, закреплялись навыки диалогической речи.

Одним из ярких событий было посещение нашего пищеблока. Дети с удовольствием и удивлённо наблюдали за тем, как повар т. Зоя замешивала тесто в большой ёмкости. Она по порядку объяснила детям, как нужно правильно замешивать тесто. Они увидели как замешивает тесто машина, а не руками как мама дома.

Узнав много полезного и интересного о хлебе, мой воспитанник Филиппов Ярослав, вместе с родителями отправился на экскурсию хлебозавода поселка Дуслык. Весь процесс хлебопечения он увидели своими глазами и поделился с остальными детьми новыми знаниями.

Так ребятам понравился процесс изготовления хлеба, что они сами помогали мамам дома что-нибудь испечь. В группе мы оформили фото альбом ” Мамины помощники”.

Завершающим этапом нашей работы стал музыкально – фольклорный праздник ‘’Хлеб - всему голова”. В весёлой развлекательной форме дети закрепили полученные знания о хлебе. Родители приняли активное участие в организации праздника: организовали выставку хлебобулочных изделий, изделий из соломы. После праздника все угощались.

Заключение

Результаты проекта : дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей сформировалось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобрели различные знания, уточнили и углубили представления о хлебе. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность

Я считаю, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей, коллег и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей. Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить

Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале работы, оправдалась: воспитанники узнали, как приходит хлеб на стол и почему взрослые так ценят его, и сами стали бережнее относиться к нему

Прикреплённые файлы:

moi-prekt-hleb-2_rt92k.pptx | 19300,03 Кб
 
Публикации по теме:

Познавательно-творческий проект «Хлеб — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» Познавательно-творческий.

Проект создания мини-музея в детском саду «Хлеб — всему голова» Методическая разработка по теме: «Мини – музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» Мини-музей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Хлеб-всему голова» Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Хлеб - всему голова» Программные задачи: Познакомить детей.

Конспект занятия в средней группе «Хлеб — всему голова» На столе лежит белый и ржаной хлеб, мука, колосья, булочки, пирожки. Воспитатель: Добрый день дети. Посмотрите на стол и скажите о чём мы.

Конспект занятия в средней группе «Хлеб — всему голова» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».Автор: Алварян.

Проект «Хлеб — всему голова» Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб. Поэтому у меня и возникла идея создать проект «Хлеб — всему голова». Во время реализации.

Проект «Хлеб — всему голова!»Проект «Хлеб — всему голова!» «Хлеб всему голова!» Составитель: Москвитина Инна Александровна Тип проекта: Информационно – практический. Вид проекта: краткосрочный.

Проект «Хлеб — всему голова»Проект «Хлеб — всему голова» Составитель: Шабайкина Венера Борисовна Тип проекта: Информационно – практический. Вид проекта: краткосрочный (1 неделя). Участники.

Проект-исследование «Хлеб — всему голова» в средней группе Проект- исследование «Хлеб - всему голова» Светлана Олеговна Саитова, воспитатель первой квалификационной категории Цель исследования: формирование.

Проект «Хлеб — всему голова!»Проект «Хлеб — всему голова!» Среднесрочный проект для подготовительной группы. Тип проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Хлеб — всему голова» в средней группе
Опубликовано: 22 сентября 2015 в 21:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД