Получи документы

Исследовательский проект по сенсорному развитию детей раннего возраста «Что у нас в коробочке?» (12 фото)

Елена Нестерова
Исследовательский проект по сенсорному развитию детей раннего возраста «Что у нас в коробочке?»

Группа №4 «Сказка»

Автор проекта: Нестерова Елена Владимировна

Вид проекта: долгосрочный, групповой

Срок действия проекта: 2015-2016г

Участники проекта: воспитатель, дети, родители

Возраст детей: 2-3 года

Группа №4 «Сказка»

«Что у нас в коробочке?»

Вид проекта: групповой, долгосрочный

Цель проекта:

1. Обогатить чувственный опыт детей, обучать умению обследовать предметы.

2. Развивать внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность, мелкую моторику.

Публикация «Исследовательский проект по сенсорному развитию детей раннего возраста „Что у нас в коробочке?“» размещена в разделах

3. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

4. Воспитывать познавательный интерес и любознательность.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представления о различных предметах: их назначении, цвете, запахе, форме, размере, материалах, из которых они изготовлены, звучании.

2. Развивать сенсорную культуру детей, тактильную чувствительность - умение различать свойства предметов: гладкий, шершавый, пушистый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и т. д. и правильно называть их.

3. Развивать речевую активность детей.

4. Развивать память, внимание, мышление и воображение.

5. Насытить и разнообразить предметную среду группового пространства.

Ожидаемый результат:

-Научить детей воспринимать и представлять предметы, обследовать их, сравнивать, анализировать.

-Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;

-Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

-Различать предметы по форме ;

-Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;

-Обучать исследовательским действиям предметов;

-Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу,

-Развивать творческое воображение у детей, активный и пассивный словарь.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема проекта актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Краткое содержание проекта:

-Накопление информации и материалов по теме;

-подбор материалов, изготовление родителями коробочек из различных материалов, разной величины, формы, цвета;

-разработка и проведение игровых ситуаций с целью дать детям определенные сенсорные знания и навыки в обследовании.

Сроки проведения проекта: в течение года

Форма проведения: в повседневной жизни и на занятиях

«У нормального ребенка есть желание исследовать мир, есть поле, которое он хочет исследовать. Войти в эту новую для себя зону малыш пока не может без помощи взрослого. Вот для этого и нужен короткий урок, толчок к самостоятельному исследованию, к деятельности, которая строит психику малыша.» (М. Монтессори)

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

В основании моего проекта лежит природная любознательность детей, а так же тот факт, что, дети лучше усваивают то, что им наиболее интересно. Восприятие детей раннего возраста не действует избирательно – оно впитывает всё, что видит и ощущает ребёнок: и хорошее и плохое, и нужное и ненужное (на взгляд взрослого человека, потому что ребёнок, в силу своей неопытности, не в состоянии сделать различия между такими понятиями. Он просто живёт, играет и впитывает всё подряд - всё, что видит, всё, что слышит, всё, что трогает. Ну и здесь, конечно, для нас, как для воспитателей - людей, в чьих руках лежит ответственность за развитие подрастающего поколения - вверенных нам малышей - очень важно создать такую развивающую обстановку, которая будет наиболее полно раскрывать потенциал наших воспитанников.

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, опыт чувства и опыт действия. Играя с материалом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Наблюдая за детьми разного возраста, я сделала вывод, что наибольший интерес у них вызывают игры с мелкими игрушками. …Может быть, потому, что действуя с ними дети ощущают себя всемогущими?. Всё в их руках - оживление персонажа, строительство дома для него, путешествия, общение в его лице с другими игрушками. Их так много - маленького размера – можно охватить своим взором одновременно. (А большая игрушка - одна займёт всё пространство вокруг себя, - и нет простора для воображения). Ещё я обратила внимание на то, насколько интересны бывают малышам всякие мелкие «штучки», которые выбрасываются взрослыми людьми в мусор за ненадобностью, и, сколько полезного можно извлечь из этих материалов… Объектом для обследования малышей может стать всё, что угодно! Ведь маленьким детям интересно всё, так как они практически ещё ничего не знают.

Но не все предметы для обследования можно предложить детям для свободного доступа, т. к. они могут оказаться опасными: что-то легко можно разбить и пораниться при этом; что-то очень мелкое, и малыши при самостоятельном обследовании обязательно попробуют засунуть себе в нос или ухо, попробуют на зуб, и т. д., какой-то предмет может быть уникальным, единственным в своём роде, если потеряется детьми, то трудно будет найти аналог ему и т. п.

Тогда я решила собирать подобные предметы в коробочки и доставать их для совместного обследования небольшими подгруппами детей. Я сразу увидела насколько интересно это детям.

«Ребятки, хотите посмотреть, что в этой коробочке?»… Ещё бы! Хотят все. И, с огромным удовольствием! (взяла коробочку №1) Открываю крышку и достаю из неё воздушный шарик.

- Что это? - спрашиваю у детей.

- Шарик! - радостно отвечают малыши.

- Что будем с ним делать?

- Надувать!

Пытаюсь надуть шарик, а он не надувается, да ещё издаёт какой- то звук (на самом деле, шарик - лопнувший). Личики у детей грустнеют.

- Ребятки, почему шарик не надувается?

- Надо сильно дуть! - отвечает кто-нибудь.

Дую ещё раз - результат тот же. Тогда достаю из коробочки ещё один шарик (уже целый).

- Что это? - спрашиваю у детей.

- Тоже шарик.

- Будем надувать?

- Да.

Надуваю шарик. Дети радуются. Снова берусь за лопнувший шарик.

- Ребятки, почему же этот шарик не надувается? И тут кто-нибудь догадывается, что этот шарик, оказывается, лопнул. Выпускаю воздух из надутого шарика. Предварительно вдев в него дудочку, и воздух выходит со свистом, что тоже радует малышей.

- Посмотрим, что ещё есть в коробочке?

- Да! - с любопытством отвечают малыши.

Достаю пластмассовый шарик белого цвета от бадминтона.

- Что это?

- Шарик.

- Какого цвета этот шарик? (Кто-то отвечает, кто-то молчит). Правильно, этот шарик белого цвета. А что мы с ним будем делать? Тоже надувать?

- Нет!- догадываются малыши.

- Давайте мы его посмотрим, какой он. – Даю подержать шарик всем детям по очереди, что бы почувствовать, какой он лёгкий.

Достаю из коробочки другой шарик - стеклянный многогранный тяжёлый. Он переливается всеми цветами радуги. Любуемся его красотой. Даю каждому ребёнку подержать его в ладошках, чтобы ощутить его вес, рассмотреть лучше. Снова пускаем по рукам лёгкий шарик (для сравнения, и говорим о том, какой он лёгкий.

Следующий раз, повторив всё предыдущее, достаю из коробочки маленький шарик - попрыгунчик. Его мы тоже обследуем. И, если дети ещё не потеряли интереса, можем рассмотреть несколько разноцветных бусин разного размера, или металлический шарик небольшого размера в сравнении с пластмассовым. А через некоторое время появляется шарик деревянный. А у этого шарика есть небольшая дырочка в которую мы вставляем тонкую деревянную палочку (просто так, и, вдруг оказывается, что теперь этот шарик на палочке нам что-то напоминает, оказывается что это похоже на чупа –чупс.

«Ребятки, - спрашиваю я,- это настоящий чупа - чупс? Его можно кушать?» Кто-то задумывается, а дети посообразительнее отвечают, что нельзя. Тогда я сообщаю о том, что он не настоящий, а «понарошечный».

В другой раз палочку мы используем в другом качестве. Находим в коробочке деталь от маленького фонарика - граненый стеклянный куполок с зеркальным покрытием. А сверху снаружи на нём есть выступ, за который можно этот куполок держать. Рассматриваем его: что-то такое непонятное,. что с ним делать неизвестно. Тогда, как - бы невзначай, дотрагиваюсь палочкой до него, и появляется нежный звук, как у колокольчика. Детям нравится этот звук. Просят ещё. Пожалуйста, с удовольствием.

А с маленьким деревянным шариком следующий раз сравниваем деревянное яйцо и разбираем сходство и различие между ними, и узнаём, что, оказывается, яйцо имеет овальную форму.

В другой раз мы рассматриваем содержимое круглой коробочки. Сначала предлагаю на выбор две коробочки - круглую и квадратную, рассматриваем их форму, цвет, размер, и предлагаю заглянуть в круглую коробочку. В ней лежат разные ракушки. Рассматриваем их все вместе, думаем на что они похожи (некоторые из них напоминают ёлочку, пирамидку, ощупываем их руками, какой у них острый кончик, какие они «не гладкие», немножко шершавые, кое-где чуть-чуть остренькие; внутри пустые. Большие ракушки подносим к ушку и слушаем шум «моря». Рассказываю, что они раньше жили в море, а потом морские волны выбросили их на берег, а Наталья Александровна гуляла по берегу моря, когда была в отпуске, и нашла их. Привезла нам.

- А хотите посмотреть, какое бывает море? – показываю, заранее заготовленные картинки с морскими пейзажами. Заодно уточняем (а, может быть, узнаём, что море – это много-много воды, в нём плавают рыбы, дельфины, большой кит; купаются и плавают люди, загорают на берегу, греются на солнышке…

В следующий раз, посмотрев заново ракушки, достаю с полки ещё одну коробочку.

- А что же находится в этой красивой коробочке? - вынимаю морскую звезду, рассматриваем. Сообщаю, что она так же, как и ракушки, жила в море, а потом морские волны выбросили её на берег. Любуемся красотой, гладим её пальчиком, ощущаем её шершавость. Убираю звезду обратно в коробочку и показываю, что коробочка необычная: одна стеночка у неё прозрачная, и звезду можно видеть, не вынимая из коробки (оказывается, и такое бывает).

Как-нибудь, между делом, что бы немножко отдохнуть от игр и успокоиться, усаживаемся на стульчики и рассматриваем содержимое другой коробочки. В ней мы обнаруживаем разноцветные резиночки с пришитыми к ним бусинками-глазками. Демонстрирую способ использования: надеваю резиночку на два пальца – большой и указательный. И, сжимая и разжимая их, здороваюсь с детьми, что-нибудь рассказываю. Затем раздаю резиночки всем детям, и начинаем разговаривать от их имени друг с другом…

Подобным образом нам служит другая коробочка – с шипованными шариками - массажерами («Су-джок»). Раздаю детям эти шарики и рассказываю сказку «Колобок». Когда повествование доходит до песенки, наши шарики включаются в работу – начинаем вращать их между ладошками и петь песенку колобка. Вначале это не всем нравится, но постепенно дети привыкают, интуитивно ослабляют напор между ладошками, и выполняют эти действия с удовольствием.

«А в этой коробочке кто живёт? Давайте посмотрим!» Дети с удовольствием откликаются: «Да! Посмотрим!» Достаю персонажей пальчикового театра. «Ой, кто это?»- спрашиваю я. «Кошечка»- отвечают дети. Одеваю кошечку себе на палец и начинаю разговаривать от её имени. Дети с интересом откликаются и отвечают на вопросы. Затем достаю ещё несколько персонажей, раздаю их детям и начинается общение…

Ещё в наших коробочках «живут» флаконы от духов, в которых ещё осталось немного запаха, и мы можем ощутить их и, в какой-то степени, даже оценить, нравится нам этот запах или нет. Обычно, нравится. Флаконы от духов – стеклянные, но имеют разную форму. Их мы так же обследуем на предмет звучания друг с другом и с пластмассовыми бутылочками от витаминов. Обозначаем словами качество звука – звонко или глухо, какой звук нам больше нравится… А ещё на этот случай у нас имеются палочки деревянная, стеклянная, пластмассовая, железная. И мы слушаем звуки от соприкосновения разных палочек с разными предметами. По прошествии некоторого времени я прячу предметы за ширму, дети уже не видят, какими предметами я извлекаю звуки, и им приходится включать память и воображение, что бы определить, что именно издаёт этот звук.

Ещё у нас есть коробочка – шкатулка с музыкальным механизмом. Заводим её ключиком, и слушаем приятную мелодию.

Есть коробочка в которой лежат разные лоскуточки: по цвету, рисунку, размеру, фактуре; несколько видов бумаги; вата, синтепон; перышки.

Есть коробочка с цепочками, разными по длине, размеру колец, по цвету. В ней же находятся колечки пластмассовые и металлические – от гардин. Цепочки мы обследуем протягивая их между пальцами; определяем какая короче, какая длиннее, у которой кольца крупные, а у которой мелкие. Одновременно массажируются пальчики.

Содержимое каждой коробочки мы изучаем подробно: что это, из какого материала изготовлено, какой формы, размера, от чего эта деталь, где мы могли её раньше видеть, или как она служила людям, на что она похожа, что можно из неё сделать. Например, из нескольких лоскуточков и ниточек мастерим маленькую куколку («хорошенькую» и «миленькую», а из листа бумаги – самолётик или лодочку, или веер…

В большой пластмассовой коробке – контейнере у нас флаконы из-под шампуней, тюбики от кремов, зубной пасты; металлические коробочки от чая - различных форм, размеров, расцветок. Всё это с крышками, которые можно откручивать и закручивать; подбирать подходящие крышки к соответствующим сосудам. Упражнения с этими предметами, например, такие: выбираю два тюбика или флакона, показываю их детям и задаю вопрос «Чем они похожи» или «Чем отличаются». Дети определяют: размером, формой, цветом, назначением, материалом. Эта коробка находится в свободном доступе у детей.

Так же в свободном доступе находится коробка – контейнер с мягкими (и не только) шариками: из различных тканей, с разными наполнителями, разных размеров, фактур, весовых категорий. Наполнителями служат вата, синтепон, горох, фасоль, семечки, бумага, целлофан, ткани. Определяем шарики, которые имеют сходство между собой по каким либо критериям: либо по размеру, либо по цвету, либо по фактуре, либо по весу, либо по наполнению. Очень хорошее упражнение: включает различные анализаторы в действие; заставляет думать, вспоминать, даже фантазировать…

С этими же шариками показываю «кукольный театр», например, «Колобок». Вначале выбираем, какой шарик будет бабушку изображать, какой-дедушку, и т. д. Затем разворачивается действие, в котором дети принимают активное участие. А после Новогоднего утренника два красных шарика, разные по размеру, изображают у нас деда Мороза и мешок с подарками; зеленый – ёлочку, а маленькие разноцветные шарики – детей, наряженных в новогодние костюмы. И разворачивается действие: «дети» водят хоровод, рассказывают стихи, а «Дед Мороз» дарит подарки (их изображают ещё более мелкие шарики).

Таким образом, насыщая групповое пространство разнообразными предметами, вызывающими активный интерес для малышей и требующими определённых навыков для обследования, обучая с интересом обследовать, называть и обыгрывать эти предметы, мы добиваемся поставленных целей. У детей развивается любознательность, тактильная чувствительность, умение обследовать предметы, воображение, произвольное внимание; словарь пополняется яркими эпитетами. Кроме того, с помощью этих привлекательных коробочек очень легко утихомирить слегка расшалившихся детей, или ребёнка, приунывшего при расставании с родителями.

Содержимое коробочек:

- шарики : пластмассовые (белый и желтый) –лёгкие,стеклянный- красивый и тяжелый, несколько каучуковых - мелких, металлический шарик небольшого размера, деревянный - красного цвета, среднего размера, шипованные шарики – массажеры «Су-джок» двух цветов: желтые и зелёные - по количеству детей;

- воздушные шарики: целый и лопнувший;

- бусины разного цвета, размера;

- несколько пуговиц разных по цвету, форме, размеру;

- катушки и клубочки ниток четырех цветов: красного, желтого, синего и зелёного, одна пустая катушка;

- пёрышки небольшие крашенные;

- металлические цепочки разной длины со звеньями разных размеров;

- колечки пластмассовые и металлические;

- кубики небольшого размера -деревянный и пластмассовый;

- флаконы из-под духов разные по форме и с разными запахами;

- ракушки разные по размеру и форме;

- морская звезда;

- семена и косточки растений крупного размера;

- крупы в прозрачных баночках и непрозрачных мешочках одного цвета;

- лоскуточки тканей разного размера, фактуры и несколько готовых маленьких изделий из них;

- бумага нескольких видов, вата,целлофановый пакет;

-всякие ненужные симпатичные «штучки» разной формы, фактуры, назначения, которые могут заинтересовать детей и могут служит предметами для обследования;

Список литературы:

1. «Дидактические игры в детском саду». Кн. для воспитателей детских садов. 2 - е изд., доработанное / А. К. Бондаренко,- М., Просвещение, 1991г.

2. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» Кн. для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина/ Под ред. Л. А. Венгера, -М., Просвещение, 1989.

3. Воспитание детей во второй младщей группе детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова / Составитель Г. М. Лямишев, - М., «Просвещение», 1981.

Исследовательский проект по сенсорному развитию детей раннего возраста «Что у нас в коробочке?»
Фото «Что у нас в коробочке?»
Исследовательский проект по сенсорному развитию детей раннего возраста - фото
Обогатить чувственный опыт детей обучать умению обследовать предметы Развивать внимание память мышление воображение наблюдательность мелкую моторику Публикация Исследовательский проект по сенсорному развитию детей раннего возраста Что у нас в коробочке размещена в разделах Исследовательская деятельность Младшая группа Проекты Проектная деятельность Сенсорное развитие и воспитание Сенсорика Темочки Упражнять в установлении сходства и различия между предметами Воспитывать познавательный интерес и любознательность Задачи проекта Формировать у детей представления о различных предметах их назначении цвете запахе форме размере материалах из которых они изготовлены звучании
Публикации по теме:

Игра с разноцветными прищепками по сенсорному развитию для детей раннего возрастаИгра с разноцветными прищепками по сенсорному развитию для детей раннего возраста "Волшебные прищепки" Цель: - развитие мелкой моторики рук, творческого воображения дошкольников. Задачи: - учить детей манипулировать с.

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной.

Конспект занятие по сенсорному развитию детей раннего возраста «Теремок»Конспект занятие по сенсорному развитию детей раннего возраста «Теремок» ТЕМА: Конспект занятие по сенсорному развитию детей раннего возраста «Теремок» (развивающая доска Бизиборд. Цели: формирование сенсорного.

Конспекты занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста Организация: МБДОУ «Детский сад № 363 Камертон Населенный пункт: г. Нижний Новгород Величина БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Цель: Научить ребенка.

Лэпбук «Радуга» по сенсорному развитию для детей раннего возрастаЛэпбук «Радуга» по сенсорному развитию для детей раннего возраста Уникальность пособия: Идеи игр может быть и не новы, но когда я объединила их вместе, получилось очень удобное и много функциональное.

Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста Уважаемые коллеги, Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего.

Исследовательский проект «Волшебная вода» для детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 37 «Берёзка» Проект По познавательно - исследовательской.

Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста «Умелые ручки»Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста «Умелые ручки» Автор проекта: Кузнецова А. И. - воспитатель МАДОУ «Детский сад №1» г. Тобольска Актуальность: Сенсорное восприятие является очень сложным.

Рекомендации родителям по сенсорному развитию детей раннего возраста Развитие органов чувств у детей раннего возраста идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте.

План работы по сенсорному развитию детей раннего возраста Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста. Цель, задачи: Задачи данной работы: -создать условия для обогащения и накопления сенсорного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект по сенсорному развитию детей раннего возраста «Что у нас в коробочке?»
Опубликовано: 17 января 2019 в 17:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД