Исследовательский проект во второй младшей-средней группе «Что такое снег?»

Чернеева Татьяна
Исследовательский проект во второй младшей-средней группе «Что такое снег?»

В наше время важным остается вопрос экологического воспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к живой и неживой природе стали аналогом выживания человека на планете.

Детский сад – это образовательное учреждение, которое обеспечивает физкультурно-оздоровительное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей.

Проектная деятельность является одним из наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования.

В экологическом образовании детей не маловажную роль играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. В процессе исследования и практической деятельности дети получают конкретные знания, умения, навыки. А также они учатся наблюдать, экспериментировать, рассуждать, прогнозировать результат, анализировать, сравнивать, обобщать. Таким образом, у детей развиваются познавательные способности. Поэтому, приобщение детей к проектной деятельности предоставляет дополнительную возможность включиться к исследовательской работе, как к ведущей деятельности познания окружающего мир.

Планируя данный проект, нам очень хотелось рассказать и показать детям свойства снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды. Вода может превращаться в лед и в снег. Реализуя проект, дети получат знания о природном объекте вода и ее свойствах.

Постановка проблемы

В один из зимних дней, во время прогулки дети захотели слепить снеговика. Но снег был рыхлый и у нас нечего не получилось.Перед детьми встал вопрос: Почему?В беседе дети также затруднялись ответить на поставленные вопросы: Что такое снег? Откуда бывают снежинки? Почему нельзя слепить снежные комочки? Почему Что такое снеговик? В целях ответить на поставленные вопросы и был создан проект «Что такое снег. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.

Тип проекта: краткосрочный, исследовательский.Возраст детей: 3-4 лет.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.

Цель проекта

исследование свойств снега;

• формирование у детей системы элементарных экологических знаний о снеге.

Задачи:

1. Сформировать у детей знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года;

2. Дать детям элементарные представления о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед.

3. Формировать у детей умение слушать художественное слово и понимать его;

4. Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.

5. Развивать восприятие, воображение, наблюдательность, память;

6. Воспитывать интерес к явлениям природы;

7.Закрепить понятия: «белый», «круглый», «холодный», «шар», «блестящий», «звездочка-малютка», «Зимушка-зима».

8. Обогащать словарь детей новыми словами и активизировать слова из пассивного словаря.

9. Увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами;

10. «Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Методы и формы работы:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Обучающие и развивающие игры.

4.Проведение:

а) сюжетно-ролевых игр;

б) подвижных игр;

в) Самостоятельных игр со снегом.

5. Просмотр мультфильмов.

6. Проведение опытов со снегом.

7. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».

Ожидаемые результаты:

Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект позволяет приблизить обучение к жизни, обезопасит себя от попадания инородных тел, которые могут быть в снеге, помогут заботится о своем здоровье, развивает наблюдательность и бережное отношение к природе.

I. План – график мероприятий.

1 этап – предварительный.

Работа с детьми:

• Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.

• Подготовка атрибутов для игр, занятий, опытов;

• Рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеге;

• Наблюдение за погодой, снегом;

• Чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме;

• Просмотр мультфильмов и сказок о зиме.

Работа с родителями:

• Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег; беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками;

Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»; «Учим вместе»;

Творческие домашние задания: сделать вместе с детьми снеговичков из любого материала.

• Продукт проекта: оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков»,оформление участка снежными постройками: «Зимняя сказка».

Изучение литературы.

Подготовка материала.

Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка».

• Подбор мультипликационных фильмов о зиме.

• Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);

• Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;

• Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).

• Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм.

• Картотеки игр.

2 этап – основной

Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды

1.Чтение художественной литературы: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка».

2.Обучающая игра: «Найди снежинке пару»

3. п/и «Снежки», «След в след»

4. с/р игра «Путешествие в зимний лес»

5. Самостоятельные игры со снегом: «Чей ком больше»

6.Просмотр мультфильмов: «Умка»

7. Проведение опытов со снегом: «Откуда взялась вода»

8.Беседа на тему: «Что такое снег 1. Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег

Картотека опытов

Картины: «Зима», «Катаемся на санках».

Картинки: «Снежинки», «Снеговики»

Иллюстрации о зиме «Снег идёт», «Следы на снегу»

Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима»,

«Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка»

Подбор мультипликационных фильмов о зиме.

Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и

непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);

Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную

литературу;

Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши,

фломастеры, листы бумаги, ручки).

Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм

1.Чтение художественной литературы: Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»

2. П / и «Перепрыгни через сугроб», «Льдинки, снежинки, сосульки»

3. С / р игра «Кафе «Снежная королева»»

4. Самостоятельные игры со снегом: «Попади в цель»

5.Просмотр мультфильма: «Зимняя сказка»

6. Проведение опытов со снегом: «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега» 1. Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.

2. Оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков»

1.Чтение художественной литературы: В. Берестов «Гололедица»Сказки: «Лиса и волк»; «Снегурочка»

2. Развивающая игра «Снежинки»

3. П / и «Полет снежинки», «Снеговик»

4. Самостоятельная игра со снегом: «Чья горка выше»

5.Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик»

6. Проведение опытов со снегом:«Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками»

7.Беседа на тему: «Опасный лед» 1.Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»

1.Чтение художественной литературы: М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки»

Сказка: «Рукавичка»

2. Обучающая игра «Когда это бывает?»

3. п/и «Метель», «По снежочку мы пойдем».

4. с/р игра «Следопыты».

5. Самостоятельные игры со снегом ««Снежный дом»

6.Просмотр мультфильма: «Зима в Простоквашино»

7. Проведение опытов со снегом: «Почему снег белый; «Снег хрустит» Папка –передвижка: «Учим вместе»

1.Чтение художественной литературы: Н. Мигунова «Снежинки»,

Сказка: «Зимовье зверей»

2.Художественное творчество: «Дорисуй снежинку».

3. Самостоятельные игры со снегом «Снежный салют».

4.Просмотр мультфильма: Лунтик и его друзья «Первый снег».

5. Проведение опытов со снегом: «Лепится-не лепится»» «Снежинки, какие они?»

6. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

7.Беседа на тему: «Почему нельзя есть снег. 1. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной»

3 этап – заключительный

1.Родители приняли активное участие в оформлении участка снежными постройками: на участке появилась горка, лабиринт, валы для перешагивания и т. д.

2. С детьми провели игры - развлечения на участке детского сада.

II. Оценка результатов и отчетность.

Благодаря проекту дети получили элементарные экологические знания о снеге, сформировались знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года. Дети имеют представление о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед; научились слушать художественное слово и понимать его.

Удалось увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, и они стали активными участниками педагогического процесса. В первую очередь был проведен круглый стол с родителями на тему «Актуальность проекта «Что такое снег Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.

С детьми проводились различные игры:

Например: «Собери снежинку»

Цель: учить детей выделять форму предмета, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.

С /р игра: «Кафе «Снежная королева»

Цель: вовлекать детей в игру, учить выполнять различные роли

Игры на прогулке:

П / и «Перешагни через сугроб»

Цель: развивать навыки перешагивания, ловкость, координацию

Самостоятельные игры со снегом: «Попади в цель»

Цель: развивать меткость

Проводились экспериментирования:

«Откуда взялась вода?»

Цель: показать детям, что в тепле снег тает и образуется вода.

«Определение чистоты снега»

Цель: показать детям, что снег бывает грязным.

Проводились беседы:

«Что такое снег

Цель: рассказать детям, что такое снег, откуда он берется.

«Опасный лед»

Цель: Формировать навыки поведения на льду

Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»

Цель: развивать дыхательный аппарат.

Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик»

Исследовательский проект во второй младшей-средней группе «Что такое снег?»
Публикации по теме:

Индивидуальный эколого-исследовательский проект «Снежинка — это маленькое чудо, а снег — зимняя сказка» в старшей группеИндивидуальный эколого-исследовательский проект «Снежинка — это маленькое чудо, а снег — зимняя сказка» в старшей группе Участники проекта: Семенец Кирилл, 6 лет; Грищенко София, 5 лет; воспитатель Ковальчук Надежда Николаевна. Срок реализации: краткосрочный.

Исследовательский проект «Кто в домике живёт?» во второй младшей группе Цель проекта: активизировать познавательное развитие и научить детей по тактильным ощущениям определять предметы. Вид проекта: групповой.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке — снег, снег, и под горкой-снег, снег»Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке — снег, снег, и под горкой-снег, снег» Плужникова Ирена Антановна Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке – снег, снег, и под горкой- снег, снег» Цель:.

Познавательно — исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе. Познавательно - исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе. Цель проекта: Создавать навыки познавательно – исследовательской.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Исследовательский проект во второй младшей-средней группе «Что такое снег?»
Опубликовано: 26 января 2021 в 10:49
+236Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фотоотчёт о весеннем празднике «Фея цветов» в средней группе ДОУ
*** В гости к детям пришла великолепная Фея цветов. В руках у неё была корзина с цветами! " Из корзины розу достаю и песню спеть я вас прошу"....
Мастер-класс для младших дошкольников по аппликации «Подснежник маме подарю»
Задачи: Развивать умение у детей последовательно склеивать детали, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать стремление сделать красивый подарок для...
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме»
Цель: Закрепить знания детей о рыбках, живущих в аквариумах, о необходимых условиях для жизни рыбок в аквариумах. Развитие мелкой моторики, желания работать...