Чернеева Татьяна
Исследовательский проект во второй младшей-средней группе «Что такое снег?»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время важным остается вопрос экологического воспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к живой и неживой природе стали аналогом выживания человека на планете.
Детский сад – это образовательное учреждение, которое обеспечивает физкультурно-оздоровительное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективным способом реализации задач экологического образования.
Публикация «Исследовательский проект во второй младшей-средней группе „Что такое снег?“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Проекты
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
В экологическом образовании детей не маловажную роль играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. В процессе исследования и практической деятельности дети получают конкретные знания, умения, навыки. А также они учатся наблюдать, экспериментировать, рассуждать, прогнозировать результат, анализировать, сравнивать, обобщать. Таким образом, у детей развиваются познавательные способности. Поэтому, приобщение детей к проектной деятельности предоставляет дополнительную возможность включиться к исследовательской работе, как к ведущей деятельности познания окружающего мир.
Планируя данный проект, нам очень хотелось рассказать и показать детям свойства снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды. Вода может превращаться в лед и в снег. Реализуя проект, дети получат знания о природном объекте вода и ее свойствах.
Постановка проблемы
В один из зимних дней, во время прогулки дети захотели слепить снеговика. Но снег был рыхлый и у нас нечего не получилось. Перед детьми встал вопрос: Почему? В беседе дети также затруднялись ответить на поставленные вопросы: Что такое снег? Откуда бывают снежинки? Почему нельзя слепить снежные комочки? Почему Что такое снеговик? В целях ответить на поставленные вопросы и был создан проект «Что такое снег?». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Тип проекта : краткосрочный, исследовательский. Возраст детей: 3-4 лет.
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Цель проекта
• исследование свойств снега;
• формирование у детей системы элементарных экологических знаний о снеге.
Задачи:
1. Сформировать у детей знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года;
2. Дать детям элементарные представления о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед.
3. Формировать у детей умение слушать художественное слово и понимать его;
4. Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
5. Развивать восприятие, воображение, наблюдательность, память;
6. Воспитывать интерес к явлениям природы;
7. Закрепить понятия: «белый», «круглый», «холодный», «шар», «блестящий», «звездочка-малютка», «Зимушка-зима».
8. Обогащать словарь детей новыми словами и активизировать слова из пассивного словаря.
9. Увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами;
10. «Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
Методы и формы работы:
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Обучающие и развивающие игры.
4. Проведение:
а) сюжетно-ролевых игр;
б) подвижных игр;
в) Самостоятельных игр со снегом.
5. Просмотр мультфильмов.
6. Проведение опытов со снегом.
7. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
Ожидаемые результаты:
Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект позволяет приблизить обучение к жизни, обезопасит себя от попадания инородных тел, которые могут быть в снеге, помогут заботится о своем здоровье, развивает наблюдательность и бережное отношение к природе.
I. План – график мероприятий.
1 этап – предварительный.
Работа с детьми:
• Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.
• Подготовка атрибутов для игр, занятий, опытов;
• Рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеге;
• Наблюдение за погодой, снегом;
• Чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме;
• Просмотр мультфильмов и сказок о зиме.
Работа с родителями:
• Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?»; беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками;
• Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»; «Учим вместе»;
• Творческие домашние задания: сделать вместе с детьми снеговичков из любого материала.
• Продукт проекта : оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков», оформление участка снежными постройками: «Зимняя сказка».
Изучение литературы.
Подготовка материала.
• Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка».
• Подбор мультипликационных фильмов о зиме.
• Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);
• Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
• Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).
• Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм.
• Картотеки игр.
2 этап – основной
Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
1. Чтение художественной литературы: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка».
2. Обучающая игра: «Найди снежинке пару»
3. п/и «Снежки», «След в след»
4. с/р игра «Путешествие в зимний лес»
5. Самостоятельные игры со снегом : «Чей ком больше»
6. Просмотр мультфильмов: «Умка»
7. Проведение опытов со снегом : «Откуда взялась вода»
8. Беседа на тему: «Что такое снег?» 1. Круглый стол на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?»
Картотека опытов
Картины: «Зима», «Катаемся на санках».
Картинки: «Снежинки», «Снеговики»
Иллюстрации о зиме «Снег идёт», «Следы на снегу»
Подбор художественной литературы: Е. Благина «Снег, А. Дэви «Зима»,
«Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка»
Подбор мультипликационных фильмов о зиме.
Оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и
непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);
Энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную
литературу;
Материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши,
фломастеры, листы бумаги, ручки).
Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм
1. Чтение художественной литературы: Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»
2. П / и «Перепрыгни через сугроб», «Льдинки, снежинки, сосульки»
3. С / р игра «Кафе «Снежная королева»»
4. Самостоятельные игры со снегом : «Попади в цель»
5. Просмотр мультфильма: «Зимняя сказка»
6. Проведение опытов со снегом : «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега» 1. Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.
2. Оформление коллективного панно «Хоровод снеговиков»
1. Чтение художественной литературы: В. Берестов «Гололедица» Сказки: «Лиса и волк»; «Снегурочка»
2. Развивающая игра «Снежинки»
3. П / и «Полет снежинки», «Снеговик»
4. Самостоятельная игра со снегом : «Чья горка выше»
5. Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик»
6. Проведение опытов со снегом :«Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками»
7. Беседа на тему: «Опасный лед» 1. Папки-передвижки: «Учимся вместе экспериментировать с водой, со снегом и льдом»
1. Чтение художественной литературы: М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки»
Сказка: «Рукавичка»
2. Обучающая игра «Когда это бывает?»
3. п/и «Метель», «По снежочку мы пойдем».
4. с/р игра «Следопыты».
5. Самостоятельные игры со снегом ««Снежный дом»
6. Просмотр мультфильма: «Зима в Простоквашино»
7. Проведение опытов со снегом : «Почему снег белый?»; «Снег хрустит» Папка – передвижка: «Учим вместе»
1. Чтение художественной литературы: Н. Мигунова «Снежинки»,
Сказка: «Зимовье зверей»
2. Художественное творчество: «Дорисуй снежинку».
3. Самостоятельные игры со снегом «Снежный салют».
4. Просмотр мультфильма: Лунтик и его друзья «Первый снег».
5. Проведение опытов со снегом : «Лепится-не лепится»» «Снежинки, какие они?»
6. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
7. Беседа на тему: «Почему нельзя есть снег?». 1. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной»
3 этап – заключительный
1. Родители приняли активное участие в оформлении участка снежными постройками: на участке появилась горка, лабиринт, валы для перешагивания и т. д.
2. С детьми провели игры - развлечения на участке детского сада.
II. Оценка результатов и отчетность.
Благодаря проекту дети получили элементарные экологические знания о снеге, сформировались знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года. Дети имеют представление о природном объекте - воде, ее превращениях в снег, в лед; научились слушать художественное слово и понимать его.
Удалось увлечь родителей жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, и они стали активными участниками педагогического процесса. В первую очередь был проведен круглый стол с родителями на тему «Актуальность проекта «Что такое снег?» Беседа с родителями и разработка плана действий по оформлению участка снежными постройками.
С детьми проводились различные игры:
Например: «Собери снежинку»
Цель: учить детей выделять форму предмета, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.
С / р игра: «Кафе «Снежная королева»
Цель: вовлекать детей в игру, учить выполнять различные роли
Игры на прогулке:
П / и «Перешагни через сугроб»
Цель: развивать навыки перешагивания, ловкость, координацию
Самостоятельные игры со снегом : «Попади в цель»
Цель: развивать меткость
Проводились экспериментирования:
«Откуда взялась вода?»
Цель: показать детям, что в тепле снег тает и образуется вода.
«Определение чистоты снега»
Цель: показать детям, что снег бывает грязным.
Проводились беседы:
«Что такое снег?»
Цель: рассказать детям, что такое снег, откуда он берется.
«Опасный лед»
Цель: Формировать навыки поведения на льду
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Цель: развивать дыхательный аппарат.
Просмотр мультфильма: «Снеговик-почтовик»