Алла Рожкова
Исследовательский проект «Воздух невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной к школе группе
«Воздух-невидимка»
Подготовили:воспитатели Рожкова А. Н.
Чернятина И. М.
«Мы не можем потрогать воздух,
потому что он не предмет»
Возраст участников проекта : воспитанники подготовительной к школе группы (6-7 лет, родители воспитанников.
Публикация «Исследовательский проект „Воздух невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Цель проекта : С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень формированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.
Продолжительность проекта : краткосрочный, с 13.02.2020г. По 13.03.2020г.
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП - Планирование
•Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
•Узнать про воздух, как можно больше.
• Провести опыты с воздухом.
2 ЭТАП - Реализация
• Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»
• Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, надувные мячи, ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, кораблики с парусами, веера, бумажные вертушки; иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды);
•Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.
• Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
• Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».
•Организация и проведение опытов в домашних условиях.
• Изготовление ветерков.
• Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.
• Рисование «Воздушные шары»
•Создание картотеки занимательных опытов про воздух.
3 ЭТАП -Анализ деятельности.
Аналитический
Обобщение и систематизация опыта.
Ожидаемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут :
• проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми)
• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми)
•собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми)
• проявлять элементарные навыки рационального природопользования
Тематическое планирование занятий:
№ п/п
Область
Планируемые мероприятия
Сроки реализации
Номер приложения
1
«Социализация»
Беседа на тему: «Как услышать воздух».
Беседа на тему: «Носы нужны не только для красы».
Беседа на тему: «Летающие семена».
с 13.02.2020г.
по 13.03.2020г.
1
2
«Познание»
Наблюдение за ветром.
Исследования воздуха в разных местах : в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т. д.
с 13.02.2020г.
По 13.03.2020г.
2
3
«Коммуникация»
Д/ И Дидактическая игра: «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?»,
с 13.02.2020г.
По 13.03.2020г.
3
4
«Чтение художественной литературы»
Чтение С. Маршака «Мыльные пузыри» Чтение И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер»,
Чтение С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер»,
с 13.02.2020г.
По 13.03.2020г.
4
5
«Игровая деятельность»
Игры с различными игрушками, связанными с воздухом : музыкальные инструменты, вертушки, веера.
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие на парусном корабле». Сюжетно-ролевая игра «Полёт на самолёте».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре».
с 13.02.2020г.
По 13.03.2020г.
5
6
«Продуктивная деятельность (творческая)»
Рисование с помощью мыльных пузырьков.
Игры с различными конструкторам. Тема: «Самолёт»
Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.
Рисование какой он воздух
с 13.02.2020г.
По 13.03.2020г.
6
7
«Опыты»
Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица.
Отгадай запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали?
Наблюдение «Загадочные пузырьки».
Сравнить свойства воды и воздуха
с 13.02.2020г.
По 13.03.2020г.
7
8
Взаимодействие с родителями:
Консультации «Учите детей любить природу», «Что такое свежий воздух»
с 13.02.2020г.
По 13.03.2020г.
8
Актуализация проблемы: Тема проекта «Воздух-невидимка» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к неживой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Стихи про воздух и ветер
• Физкультминутка:
• маршируем на месте качаем руками над головой «плавающие» движения руки треугольником над головой качаем руками перед собой руки на пояс, наклоны в сторону поворот на месте
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам не обходим!
Загадки
• Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
.Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем (воздух)
• Такой большой, что занимает весь мир
• Такой маленький, что в любую щель пролезет (воздух)
• По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер).
• 1) Рукавами махнул — деревья нагнул. (Ветер)
• 2) Не зверь, а воет. (Ветер)
• 3) Крыльев нет, везде летает (Ветер)
• 4) Летает часто он кругом, Деревьев немало поломал, но никто, нигде и никогда его не видел, не держал. (Ветер)
5) Я березку качну, Я тебя толкну, Налечу, засвищу. Кто я? Можете угадать? (Ветер)
• 6) Без ног бежит, Без крыльев летит. (Ветер)
Опыты с воздухом
Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель:Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух Оборудование : 1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.
2. Бумажные салфетки – 2 штуки.
3. Маленький кусочек пластилина.
4. Контейнер с водой.
Опыт:Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку.
Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.
Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимы
Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух. Оборудование: 1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок. 2. Мелкие игрушки.
Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух. Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.
Оборудование: 1. Контейнер с водой в количестве, соответствующем числу детей. 2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается.
Почему?
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Опыт №4. Воздух может перемещаться
Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.
Оборудование: 1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном). 2. Сдутый воздушный шарик. 3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.
Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки. Вывод: Воздух может перемещаться.
Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается
Цель: Доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться. Оборудование: 1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр. 2. Стеклянная кастрюля с водой. 3. Устойчивый кораблик из пенопласта с мачтой и парусом из бумаги или ткани. 4. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном). 5. Сдутый воздушный шарик.
Опыт: Кораблик плавает на воде. Парус сухой. Можем ли мы опустить кораблик на дно кастрюли и не замочить парус? Как это сделать? Берем банку, держим ее строго вертикально отверстием вниз и накрываем банкой кораблик. Мы знаем, что в банке воздух, следовательно – парус останется сухим. Аккуратно поднимем банку и проверим это. Опять накроем кораблик банкой, и медленно будем опускать ее вниз. Мы видим, как кораблик опускается на дно кастрюли. Так же медленно поднимаем банку, кораблик возвращается на место. Парус остался сухим! Почему? В банке был воздух, он вытеснил воду. Кораблик находился в банке, поэтому парус не смог намокнуть. В воронке тоже воздух. Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Почему из воронки вода вытеснила воду, а из банки нет?
У воронки есть отверстие, через которое воздух может выйти, а у банки нет. Из закрытого пространства воздух не может выходить.
Вывод: Из закрытого пространства воздух не может перемещаться.
Опыт №6. Воздух всегда в движении
Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.
Оборудование: 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей. 2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т. д. 3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах
Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Оборудование: 1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. 2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей. 3. Стеклянная кастрюля с водой. 4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.
Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.
Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.
Опыт №8. Воздух имеет объем
Цель: Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.
Оборудование: 1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном). 2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика. 3. Кастрюля с водой.
Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.
Вывод: Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т. д., то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.
Опыт № 9. Плавающий лимон.
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование: 1. 2 апельсина. 2. Большая миска с водой.
Опыт: Один лимон положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй лимон и положим его в воду. лимон
утонул! Как же так? Два одинаковых лимон, но один утонул, а второй плавает! Почему? В лимоновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Лимон не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Используемая литература:
• С. В. Машкова Познавательно- исследовательские занятия с детьми 5-7лет «На экологической тропе» издательство «учитель» 2014г.
• Л. Л. Тимофеева Комплексные занятия в подготовительной группе «Ребенок и окружающий мир» «Детство-пресс» 2011г.
• С. Н. Николаева «Юный эколог» «Мозаик-синтез», 2010г.
• Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г.