Получи документы

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе (6 фото)

Лариса Прикот
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной.

Воспитанники группы компенсирующей направленности имеют различные отклонения в развитии :

• дети с речевой патологией;

Публикация «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе» размещена в разделах

• дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, расстройства аутистического спектра)

• дети с задержкой психического развития; и т. д.

У большинства детей с нарушениями речи недостаточная устойчивость внимания на занятиях, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнестическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, несформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В этом контексте представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.

Если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Ранее считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему мы не падаем в процессе ходьбы. Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике.

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения.

Одно из средств мозжечковой стимуляции – упражнения на доске Бильгоу.

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе
Фото №1 Балансировочные доски и диски балансировочной доски Бильгоу в коррекционно логопедическом процессе Фото №2 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья Фото №3 Специалисты отмечают что за последние десятилетия в России резко возросло число детей нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья

Комплектация:

• Доска-балансир Бильгоу

• Мяч-маятник подвесной

• Планка для отбивания с цифрами

• Мешочки с крупой разного веса

• Комплект кинезиологических мячей-прыгунов (1 простой + 1 с креплением на шнурке к поясу)

• Методическое пособие

Тренажер Бильгоу - это деревянная доска-балансир с нескользящей поверхностью. Она устанавливается на полукруглую опору, которая может изменять угол наклона от 0 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Чтобы удержать равновесия на такой доске требуется определенная сноровка. После того, как дети научатся держать баланс, можно выполнять различные упражнения с дополнительным инвентарем, балансируя на доске в положении стоя. Например, перебросить мешочки из одной ладони в другую, отбить мячик палкой, повернуть туловище в разные стороны и т. д.

Занятия на тренажере должны обязательно проходить под контролем специалиста. Он играет ключевую роль в тренинге: следит за техникой безопасности при выполнении упражнений, рассказывает и показывает выполнение каждого упражнения, подбирает оптимальный уровень по сложности, мотивирует ребенка. Сначала выполняются самые легкие задания, продвигаясь дальше, упражнения постепенно усложняются.

Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений с мячом и мешочком отрабатываем на ровной поверхности. Ниже приводится описание упражнений с вариативностью применения их в коррекционно-логопедической работе. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.

Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.

Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

• Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

• Можно использовать ОРТО пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.

• Ребенок в положении сидя «по -турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

• Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.

• Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

• Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.

• Стоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.

• Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.

• Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.

• Расположить мячи спереди и по бокам от доски; наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.

• Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, например, «СА», опускаем руки, произносим «СО». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «СУ», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «СЫ».

Затем используются разно весовые мешочки – от легкого к тяжёлому.

Упражнения с мешочками.

• Сначала стоя на доске, ощупываем мешочек, определяя, что внутри.

• Затем перекладываем один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.

• Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.

• Подбрасываем и ловим один мешочек с хлопками;

• Подбрасывали и ловим два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.

• Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу

• Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.

В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.

Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.

• Подкидываем мяч и ловим, называя автоматизируемый звук.

• Подкидываем мяч, хлопаем в ладоши, назваем слог/слово на заданный звук, ловим мяч.

• Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.

• Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.

• Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Л» находится в начале слова.

• Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.

• Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.

• Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.

• Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.

• Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.

• Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.

• Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).

• Соотнесение первого звука слова с названием цвета, используем напольную доску.

• Отбивание мяча левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.

• Перекрестное направление мяча друг другу, т. е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.

Следующим этапом было стоя на доске ловить и бросать мячик – маятник. В потолок вбили крючок, к нему привязали на тонкой верёвке резиновый мячик среднего размера на расстоянии 1 м 30 см от пола.

Упражнения с мячиком - маятником.

• Подбрасывать и ловить мячик разными руками,

• побрасывать и ловить с хлопками;

• подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно;

• отбивать мячик ракеткой, планкой;

• бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.

Упражнение с цветной планкой.

• Отбивать мяч -маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.

• Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой.

• Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.

Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи с использованием балансировочной доски и атрибутов.

«Подбери признак». Ребенку говорится слово, а он должен сказать 1-5 признаков. Например, слово «море»- глубокое, соленое, большое и т. д. Сколько требуется признаков, столько раз кидается мяч (мешочек, маятник) специалистом, когда у ребенка готов ответ, он делает действие (кидает, отталкивает и т. д.)

«Назови ласково». Ребенку говорится слово, а он должен сказать его уменьшительно-ласкательно. Например, солнце- солнышко.

«Кто где живет?». Ребенку говорится животное, а он должен сказать, где оно живет. Например, рыба- в реке.

«Съедобное- несъедобное». Ребенку говорится слово, а он должен сказать, съедобное это или несъедобное. Мяч- несъедобное, хлеб – съедобное.

«Продолжи перечисление». Ребенку говорится несколько слов, а он должен продолжить перечисление по смыслу. Например, платье, майка, носки, брюки, (одежда).

«Обобщи». Ребенку говорится несколько слов, а он должен их обобщить. Например: роза, ромашка, тюльпан, нарцисс – цветы.

«Маленький- большой». Ребенку говорится слово, а он должен с помощью суффиксов –ик, -ишк, -ище сказать восходящую степень. Например, заяц – зайчик, зайчишка, зайчище.

Называя новое слово, можно отбивать мяч-маятник планкой новым цветом, подбрасывать мешочки, бросать их взрослому.

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать.

С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата

Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет

улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие,

взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической

систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.

Программа мозжечкового стимулирования улучшает:

1. Уровень концентрации внимания;

2. Все виды памяти;

3. Развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;

4. Анализ и синтез информации;

6. Способность к планированию;

7. Работу эмоционально- волевой сферы.

Какие логопедические задания мы отрабатываем в ходе выполнения упражнений на балансире:

1. Артикуляционная гимнастика;

2. Отработка звуков, слогов, слов, предложений;

3. Проговаривание чистоговорок;

4. Грамматические задания и словарь по лексическим темам

В результате дети, которые проявляют неусидчивость, постоянно крутятся и качаются на стульях во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать не только крупные мышцы всего тела, но и мелкие мышцы, включая мышцы артикуляционного аппарата. Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль.

Таким образом, при постоянной работе на балансире дети становятся более сосредоточенными, усидчивыми. Они начинают лучше чувствовать своё тело, управлять им. Дети легче ориентируются в пространстве. Также ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звуков в речь.

Фото №4 Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной Фото №5 Логопедия Темочки дети с нарушениями эмоционально волевой сферы гиперактивность расстройства аутистического спектра дети с задержкой психического развития и т
Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Использование магнитной доски в детском садуИспользование магнитной доски в детском саду Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт. В этом году я была на курсах повышения квалификации для воспитателей. Теория, как обычно сопровождается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-логопедическом процессе
Опубликовано: 22 декабря 2023 в 11:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД