Наталья Горбенко
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска
муниципального образования Курганинский район
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОВЗ.
Учитель – логопед:
Горбенко Н. Н.
2018 г.
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ» размещена в разделах
Для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.
Наблюдая за играми детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.
В своей работе ставлю перед собой цель - последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу игры.
При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.
Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.
У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.
На первом этапе работы в основном использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.
В непосредственной образовательной деятельности использую следующие виды дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с ОВЗ:
«Один – много» (образование множественного числа существительных на материале лексической темы) : стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…
«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы) : стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…
«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы) : столов, стульев, диванов…
«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы) : стола, стула, дивана…
«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов) : сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…
«Чьи хвосты (уши?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных) : хвост лисий, заячий, медвежий…
«Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе) : вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…
«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе) : утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…
«Слова – действия» (образование разноприставочных глаголов) : улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…
«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному) : лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…
«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному) : собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…
«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).
«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову) : снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…
«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением) : друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…
«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным) : один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…
«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени) : большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…
«Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени) : рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище…
«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища) : сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…
В непосредственной образовательной деятельности использую настольно – печатные дидактические игры Нищевой Н. В., которые систематизированы в соответствии с лексическими темами. Цели данных игр – расширение словарного запаса, образного словаря, совершенствование грамматического строя речи.
Времена года. Осень. Деревья. Разноцветные листья (образование и правильное использование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с, образование относительных прилагательных).
Огород. Овощи. В огороде у козы Лизы (согласование прилагательных с существительными в роде, падеже и числе). Веселый повар (правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).
Сад. Фрукты, ягоды, цветы. Маленькие художники (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование и использование в речи формы родительного падежа существительных).
Лес. Грибы. За грибами (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из).
Игрушки. Катины подарки (образование форм дательного и винительного падежей имен существительных).
Аквариумные рыбки. Аквариум (использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под).
Домашние птицы. Собери семью (образование существительных с суффиксами – онок, - енок, - ята).
Домашние животные. Живой уголок (правильное использование и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен существительных).
Найди маму (обучение использованию в речи существительных с суффиксами – онок, - енок, - ат. – ят, - их и простого предлога у).
Посуда. У белочки в гостях (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предлогов).
Одежда. Мебель. Мой, моя, мое, мои (согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои и числительных 2 и 5 с существительными).
Зима. Новый год. Украшаем елку (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных).
Насекомые. На полянке (использование предлогов в, на, по, с, под, над).
Дикие животные наших лесов. Кто чем питается? (употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
Животные жарких стран. Птицы. Насекомые. Разноцветные квадраты (употребление существительных в винительном и творительном падежах).
Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей дает следующие результаты. У детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.
У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова. Дети учатся верно использовать предлоги.
Повышается активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.
Список использованной литературы :
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение - Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду - Москва: Просвещение, 1977.
3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – Москва: Владос, 1994.