МААМ-картинки

Использование игр с мячом на улице в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Мария Николаевна Фадеева
Использование игр с мячом на улице в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями и значительно отличается от нормы. Особенность овладения грамматическими категориями детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка.

Публикация «Использование игр с мячом на улице в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

В процессе коррекционной работы по формированию словообразования у детей с ОНР уделяется внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Логопедическая работа направлена на формирование словообразование существительных, глаголов, прилагательных.

Важным средством для формирования и развития навыка словообразования у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения. Так как, у детей с ОНР наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, целесообразно в коррекционной работе использовать игры с мячом.

Значение игр с мячом для развития речи

• Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению.

• Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

• Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

• Регулируют силу и точность движений.

• Развивая мышечную силу, усиливают работу сердца, лёгких, глаз, улучшают обмен веществ.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования существительных

"Кто у кого?"

Ход игры: Логопед называет животное и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно логопеду.

У кошки - котёнок; у коровы - телёнок;

у лошади - жеребёнок; у козы - козлёнок;

у лисы - лисёнок; у зайца - зайчонок;

у медведя - медвежонок; у ежа - ежонок и т. д.

"Один-много"

Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово в Родительном падеже множественного числа и бросить мяч обратно логопеду.

Дом - много домов; окно - много окон;

балкон - много балконов; дверь - много дверей;

крыша - много крыш; комната - много комнат и т. д.

"Большой-маленький", "Назови ласково"

Ход игры: Логопед называет большой предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это маленький предмет и бросает мяч обратно логопеду.

Яблоко - яблочко; апельсин - апельсинчик;

банан - бананчик; абрикос - абрикосик;

груша - грушка; вишня - вишенка;

помидор - помидорчик; огурец - огурчик;

морковь - морковочка; лук - лучок;

перец - перчик; чеснок - чесночок и т. д.

"Что для чего?"

Ход игры: Логопед называет продукт и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово обозначающее посуду в котором хранится данный продукт и бросить мяч обратно логопеду.

Как называется посуда, в которую кладут хлеб? (Хлебница)

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

Как называется посуда, в которую насыпают сахар? (Сахарница)

Как называется посуда, в которую насыпают соль? (Солонка) и т. д.

"Назови профессию"

Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопросы, ребёнок поймавший мяч должен назвать профессию и бросить мяч обратно логопеду.

Кто вставляет стекла? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

Кто убирает помещение? Уборщица и т. д.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования прилагательных

"Что из чего сделано?"

Ход игры: Логопед называет из чего сделан предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать какой это предмет и бросить мяч обратно логопеду.

Банка из стекла - (стеклянная).

Сапоги из резины - (резиновые).

Варенье из земляники - (земляничное).

Суп из гороха - (гороховый).

Стул из дерева - (деревянный).

Дом из кирпича - (кирпичный) и т. д.

"Есть - нет"

Ход игры: Логопед произносит фразу со слов : "У меня есть" и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч произносит вторую часть фразы со слов : "У меня нет" и бросает мяч обратно логопеду.

У меня есть желтый банан - у меня нет желтого банана.

У меня есть сочное яблоко - у меня нет сочного яблока.

У меня есть вязанная шапка - у меня нет вязанной шапки и т. д.

"Назови лист"

Ход игры: логопед называет с какого дерева лист и бросает мяч, ребенок поймавший мяч называет лист и возвращает мяч логопеду.

Лист дуба - дубовый лист; лист берёзы - берёзовый лист;

Лист осины - осиновый лист; лист липы - липовый лист;

Лист рябины - рябиновый лист; лист клёна - кленовый лист и т. д.

"Чей? Чья? Чьё? Чьи?"

Ход игры: логопед называет часть тела животного (хвост, голова, ухо, глаза) и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч называет чья это голова, (чей хвост, чье ухо, чьи глаза) и вернуть мяч логопеду.

Хвост собаки - собачий хвост.

Голова собаки - собачья голова.

Ухо собаки - собачье ухо.

Глаза собаки - собачьи глаза и т. д.

"Скажи как?"

Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным и вернуть мяч логопеду.

Утром светло, а днем (как). еще светлее.

В пальто тепло, а в шубе (как). еще теплее.

Черепаха ползёт медленно, а улитка (как). еще медленнее и т. д.

"Закончи предложение"

Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным в сравнительной степени и вернуть мяч логопеду.

Куст низкий, а трава еще (ниже).

Лента узкая, а нитка еще (тоньше).

Клубника маленькая, а земляника еще (меньше) и т. д.

"Какой? Какая? Какое?"

Ход игры: логопед называет предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен подобрать прилагательное к данному предмету и вернуть мяч логопеду.

Яблоко (какое) - спелое.

Яблоко (какое) - сочное.

Яблоко (какое) - круглое и т. д.

Земляника (какая) - маленькая.

Земляника (какая) - ароматная.

Земляника (какая) - сладкая и т. д.

Мяч (какой) - круглый.

Мяч (какой) - резиновый и т. д.

Игры с мячом на формирование навыков словообразования глаголов

"Что сделал (а)

Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

Папа читал газету. - Папа прочитал газету.

Мама варила суп. - Мама сварила суп.

Девочка рисовала рисунок. - Девочка нарисовала рисунок.

Кошка ловила мышку. - Кошка поймала мышку и т. д.

"Скажи наоборот"

Цель: дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками.

Входит - выходит, наливает - выливает,

влетает - вылетает, приходит - уходит,

подплывает - отплывает, закрывает - открывает и т. д.

"Доскажи словечко"

Цель: упражнять детей в образовании приставочных глаголов.

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Таким образом, описанные игры с мячом, в непринужденной для детей обстановке (во время прогулок на улице, способствуют формированию навыком словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Публикации по теме:

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Подвижные игры с мячом на улице для детей 2–3 летПодвижные игры с мячом на улице для детей 2–3 лет Подвижные игры с мячом на улице для детей 2-3 лет Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр с мячом на улице в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 11 августа 2021 в 14:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр с мячом на улице в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Николаевна Фадеева (УИ 249292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД