Мария Николаевна Фадеева
Использование игр с мячом на улице в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями и значительно отличается от нормы. Особенность овладения грамматическими категориями детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка. Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка.
Публикация «Использование игр с мячом на улице в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
В процессе коррекционной работы по формированию словообразования у детей с ОНР уделяется внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Логопедическая работа направлена на формирование словообразование существительных, глаголов, прилагательных.
Важным средством для формирования и развития навыка словообразования у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения. Так как, у детей с ОНР наблюдается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, целесообразно в коррекционной работе использовать игры с мячом.
Значение игр с мячом для развития речи
• Отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению.
• Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
• Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
• Регулируют силу и точность движений.
• Развивая мышечную силу, усиливают работу сердца, лёгких, глаз, улучшают обмен веществ.
Игры с мячом на формирование навыков словообразования существительных
"Кто у кого?"
Ход игры: Логопед называет животное и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно логопеду.
У кошки - котёнок; у коровы - телёнок;
у лошади - жеребёнок; у козы - козлёнок;
у лисы - лисёнок; у зайца - зайчонок;
у медведя - медвежонок; у ежа - ежонок и т. д.
"Один-много"
Ход игры: Логопед называет слово и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово в Родительном падеже множественного числа и бросить мяч обратно логопеду.
Дом - много домов; окно - много окон;
балкон - много балконов; дверь - много дверей;
крыша - много крыш; комната - много комнат и т. д.
"Большой-маленький", "Назови ласково"
Ход игры: Логопед называет большой предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это маленький предмет и бросает мяч обратно логопеду.
Яблоко - яблочко; апельсин - апельсинчик;
банан - бананчик; абрикос - абрикосик;
груша - грушка; вишня - вишенка;
помидор - помидорчик; огурец - огурчик;
морковь - морковочка; лук - лучок;
перец - перчик; чеснок - чесночок и т. д.
"Что для чего?"
Ход игры: Логопед называет продукт и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать это слово обозначающее посуду в котором хранится данный продукт и бросить мяч обратно логопеду.
Как называется посуда, в которую кладут хлеб? (Хлебница)
Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
Как называется посуда, в которую насыпают сахар? (Сахарница)
Как называется посуда, в которую насыпают соль? (Солонка) и т. д.
"Назови профессию"
Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопросы, ребёнок поймавший мяч должен назвать профессию и бросить мяч обратно логопеду.
Кто вставляет стекла? Стекольщик.
Кто работает на кране? Крановщик.
Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
Кто убирает помещение? Уборщица и т. д.
Игры с мячом на формирование навыков словообразования прилагательных
"Что из чего сделано?"
Ход игры: Логопед называет из чего сделан предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен назвать какой это предмет и бросить мяч обратно логопеду.
Банка из стекла - (стеклянная).
Сапоги из резины - (резиновые).
Варенье из земляники - (земляничное).
Суп из гороха - (гороховый).
Стул из дерева - (деревянный).
Дом из кирпича - (кирпичный) и т. д.
"Есть - нет"
Ход игры: Логопед произносит фразу со слов : "У меня есть" и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч произносит вторую часть фразы со слов : "У меня нет" и бросает мяч обратно логопеду.
У меня есть желтый банан - у меня нет желтого банана.
У меня есть сочное яблоко - у меня нет сочного яблока.
У меня есть вязанная шапка - у меня нет вязанной шапки и т. д.
"Назови лист"
Ход игры: логопед называет с какого дерева лист и бросает мяч, ребенок поймавший мяч называет лист и возвращает мяч логопеду.
Лист дуба - дубовый лист; лист берёзы - берёзовый лист;
Лист осины - осиновый лист; лист липы - липовый лист;
Лист рябины - рябиновый лист; лист клёна - кленовый лист и т. д.
"Чей? Чья? Чьё? Чьи?"
Ход игры: логопед называет часть тела животного (хвост, голова, ухо, глаза) и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч называет чья это голова, (чей хвост, чье ухо, чьи глаза) и вернуть мяч логопеду.
Хвост собаки - собачий хвост.
Голова собаки - собачья голова.
Ухо собаки - собачье ухо.
Глаза собаки - собачьи глаза и т. д.
"Скажи как?"
Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным и вернуть мяч логопеду.
Утром светло, а днем (как). еще светлее.
В пальто тепло, а в шубе (как). еще теплее.
Черепаха ползёт медленно, а улитка (как). еще медленнее и т. д.
"Закончи предложение"
Ход игры: логопед называет фразу и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен закончить фразу прилагательным в сравнительной степени и вернуть мяч логопеду.
Куст низкий, а трава еще (ниже).
Лента узкая, а нитка еще (тоньше).
Клубника маленькая, а земляника еще (меньше) и т. д.
"Какой? Какая? Какое?"
Ход игры: логопед называет предмет и бросает мяч, ребёнок поймавший мяч должен подобрать прилагательное к данному предмету и вернуть мяч логопеду.
Яблоко (какое) - спелое.
Яблоко (какое) - сочное.
Яблоко (какое) - круглое и т. д.
Земляника (какая) - маленькая.
Земляника (какая) - ароматная.
Земляника (какая) - сладкая и т. д.
Мяч (какой) - круглый.
Мяч (какой) - резиновый и т. д.
Игры с мячом на формирование навыков словообразования глаголов
"Что сделал (а)
Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
Папа читал газету. - Папа прочитал газету.
Мама варила суп. - Мама сварила суп.
Девочка рисовала рисунок. - Девочка нарисовала рисунок.
Кошка ловила мышку. - Кошка поймала мышку и т. д.
"Скажи наоборот"
Цель: дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками.
Входит - выходит, наливает - выливает,
влетает - вылетает, приходит - уходит,
подплывает - отплывает, закрывает - открывает и т. д.
"Доскажи словечко"
Цель: упражнять детей в образовании приставочных глаголов.
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
Таким образом, описанные игры с мячом, в непринужденной для детей обстановке (во время прогулок на улице, способствуют формированию навыком словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.