Лучший педагог года

Использование игр с мячом в работе по развитию и коррекции речи

Елена Евдокимова
Использование игр с мячом в работе по развитию и коррекции речи

Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным – вот

задача первоначального обучения.

К. Д. Ушинский

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов в коррекционной работе.

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.

Публикация «Использование игр с мячом в работе по развитию и коррекции речи» размещена в разделах

Многие знают, как нелегко приходится педагогам в первые дни нового учебного года, чтобы привлечь, заинтересовать детей. Некоторые дети очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?

На помощь приходят любимый всеми детьми мяч. По нашим наблюдениям в игре с мячом даже стеснительные дети легче и быстрее включаются в работу, желание поиграть со всеми пересиливает застенчивых. Во время игр с мячом дети охотно и с интересом выполняют монотонные, однообразные задания.

Особая ценность игр с мячом заключается в том, что они воздействуют одновременно на моторную и психическую сферу. Во время игр с мячом в мозг воспитанников поступает разнообразная информация, которая требует быстроты реакции. Совместная работа детей и педагога позволяет решить комплекс коррекционно-развивающих задач : развивать память, внимание, речь.

На первых занятиях некоторые дети неохотно играют с мячом, т. к. стесняются своей неловкости и поэтому в начале учебного года игры с мячом более простые : перекидывание мяча из руки в руку, подбрасывание мяча в вверх, ловля его. Детям легче работать с мячом большого размера. После того как дети уверенно начинают играть с большим мячом мы начинаем выполнять разнообразные действия с мячом меньшего размера.

Игры с мячом можно разделить на три раздела:

- развитие мелкой моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие словаря, грамматического строя речи.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

- «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.

- «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.

- «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

- «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.

- «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

- «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.

- «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

- «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.

- «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ([д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).

- «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.

- «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

- «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.

- «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.

- «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

- «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

- «Мяч бросаю, диких животных называю».

- «Мяч передаю, посуду назову».

- «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).

- «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.

- «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

- «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.

- «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.

- «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.

- «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

- «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Отдельно хочется рассказать о работе с мячиком для Су-Джок терапии.

Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности. Игры с мячиком ёжиком очень нравятся детям.

Сделать занятия более разнообразными и интересными помогает художественное слово. И массаж становится не скучным. Отрабатывая движения, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов, заучивает стихи и рассказывает их сам.

Формы работы с детьми : пальчиковая гимнастика, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие памяти, внимания, выполнение гимнастики, звуковой анализ слов, совершенствование навыков употребления предлогов, слоговая структура слов.

Остановлюсь на таких формах, как: 1. Совершенствование лексико-грамматических категорий Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Съедобное - несъедобное» и т. д.

2. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий - под коробку; зеленый - около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

3. Развитие фонематического слуха Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу” Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука: красный - для гласных, синий с колечком - для звонких твёрдых согласных, синий без колечка - для глухих твёрдых согласных, зелёный с колечком - для звонких мягких согласных, зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

4. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Для развития памяти, восприятия и внимания ( дети выполняют инструкции: «Найди два одинаковых шарика, разложи шарики по цвету, найди все синие (красные, желтые, зеленые, сделай разноцветные шарики (сине-красный, зелено-желтый) и т. д.);

Таким образом, практика применения мяча в коррекционной работе педагога показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают повысить интерес к занятиям, получать новые знания, развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивают общую и мелкую моторику, ориенти

Публикации по теме:

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр с мячом в работе по развитию и коррекции речи
Опубликовано: 13 апреля 2021 в 21:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД