Получи документы

Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности (2 фото)

Елена Лякишева
Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности

Использование игровых приемов

на занятиях по изодеятельности.

Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности

Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре

подсказали возможность использования игровых приемов в руководстве

рисованием (лепкой, аппликацией).

Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при обучении

изобразительной деятельности представлен в работах Е. А. Флериной,

Н. П. Сакулиной, Т. Г. Казаковой, Н. Я. Шибановой.

Публикация «Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах

Какова же специфика игровых приемов обучения? С одной стороны, как и всякие приемы, они должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой, должны обладать существенными признаками настоящей игры. Это тем более важно, что игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача - своеобразная формулировка, определение цели

предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям:

"Построим котику домик", или: "Подумайте, как можно помочь ежику

перебраться через речку".

В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач, т. е., происходит развитие игрового замысла.

Иногда педагог ограничивается только постановкой игровой задачи

("Сделаем Зайке фотографию", а на занятии проводит обычную учебную

работу. Получается, что детям "пообещали" игру, но она не состоялась.

Произошло это потому, что в таком игровом приеме не оказалось самого

главного - игровых действий, через которые осуществляется любая игра.

Следовательно, игровые действия являются непременным, одним из

важнейших признаков игровых приемов обучения.

Таким образом, игровые приемы представляют собой игровые задачи и

совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и

используемых педагогом с целью обучения и воспитания детей.

Педагог обращается к игре на занятиях не ради развлечения, а с целью

руководства художественной деятельностью. Поэтому игровые приемы

обучения должны быть направлены на решение поставленных задач, и

соответствовать им.

Какие же игровые приемы можно использовать?

Один из них - обыгрывание предметов, игрушек (объемных или

плоскостных, картин - панорам и др. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать ("бегать" по ровной дорожке, "кататься с горки", "прыгать, как зайчик", "ходить как медведь" и т. п.).

Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решать с помощью обыгрывания предметов, игрушек? Как правило, этот прием

используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прием - обыгрывание изображений. Он имеет несколько

разновидностей. Следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с еще незаконченным

(создаваемым).

Что представляет собой прием обыгрывания готового (завершенного)

изображения? Как правило, он применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если нарисована (вылеплена) птица, то она может "летать", "садиться" на деревья, "клевать" зерна и т. д., если изображена дорожка, то по ней будут "ходить" звери, люди и т. п.

Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни.

Рисунок может обыгрываться с помощью игрушек. Например, бабочка

садится на красивые цветы, которые нарисовали дети. Словесно (с помощью диалогов) передаются взаимоотношения между изображенными персонажами.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. В этом основное

назначение данного игрового приема.

Другая разновидность приема - обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать "сюжетно-изобразительной игрой". Этот прием направлен на руководство процессом изображения, он как бы сопровождает его, включается в него.

Способы выполнения игрового действия в данном приеме разнообразны. Например, разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, педагог жестом

изображает, как сыплет зернышки, приговаривая "цып-цып-цып", и удивляется, почему цыпленок не клюет. Наконец, вместе с ребенком догадывается: трудно клевать – нет клюва. Вместе они думают, что же надо сделать. Только успели исправить ошибку - и цыпленок весело заклевал. Детей смешит эта ситуация, запоминается, и, конечно, никто из них больше не допустит такой ошибки.

Существенной особенностью данного приема является совпадение ряда игровых действий с собственно изобразительными (последним предается

игровой характер).

В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль художника,

фотографа, строителя, продавца, покупателя. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та, или иная деятельность взрослых.

С какой целью можно использовать данный игровой прием? Предлагая детям роль, воспитатель вызывает интерес к заданию, желание выполнить его.

Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявленные ему требования.

Какова методика использования игровых приемов обучения?

Структурно каждое занятие состоит из трех частей: первая - организующая процесс формирования замысла, вторая - его выполнение, третья - анализ и оценка детских работ. Каждая из этих частей направлена на решение

специфических задач, которые определяют особенности применения игровых приемов обучения.

Методика использования игровых приемов в значительной степени

определяется и особенностями сочетания на занятии так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них выдвигаются на первый план, все занятия условно подразделяются на три типа: 1) по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения; 2) по формированию навыков и 3) творческие.

Рассмотрим игровые приемы в разных структурных частях всех типов занятий. Подробно остановимся на наиболее распространенном втором типе.

Например, большое сочувствие вызывает у детей пригорюнившаяся у окна Аленушка, которой очень хочется сходить в лес за елочкой, да вот беда: нет у нее ни теплой шубки, ни шапки (рисование в средней группе на тему "Девочка в длинной шубке"). С радостью принимают дети задачу тепло одеть девочку, при выполнении рисунка проявляют выдумку, и, что очень важно, обогащают изображение новыми деталями.

Важно, чтобы дети не только поняли и приняли игровую задачу, которая совпадает по сути с изобразительной, но и выполняет определенные

требования. Поэтому игровой прием должен вызывать у детей желание

выполнить работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные

способы изображения, или, проявляя выдумку, творчество в поиске своих

способов.

Игровые приемы обучения в первой части занятия могут быть включены и в процесс, руководства восприятием изображаемого предмета. Например,

в процессе беседы с детьми рассматривается изображаемый предмет,

припоминаются подобные признаки предметов, сходных с данным. Например, на занятии по рисованию на тему "Утята и цыплята" инсценируется ситуация: по травке гуляют цыпленок и утенок, прилетел к ним воробей. Дети

рассматривают игрушки и рассказывают воробью (по вопросам воспитателя, чем не похожи цыпленок и утенок. При возникающих затруднениях цыпленок (утенок) сам рассказывает о себе. В ходе такого обыгрывания идет процесс

обследования, необходимый для изображения. Варианты игровой ситуации можно менять.

Очень часто на таком занятии в первой его части воспитатель подключает детей к показу способов изображения.

Целесообразно использовать в первой части занятия и обыгрывание готового изображения (результат показа). Его целью является закрепление

предложенного игрового мотива деятельности, оживление образа,

предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой основе

предупреждение возможных ошибок, уточнение задания.

Таким образом, в первой части занятия второго типа сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и

игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением,

обыгрывание законченного изображения (результата показа способов

рисования, аппликации).

Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы как бы завершают его: "Если ты хочешь, чтобы твоя лодочка плыла быстро, сделай еще острее нос, ты мало срезал, такая лодка не разрезает воду, не движется, а стоит на месте".

В третьей части занятия воспитатель ставит задачи: "оживить" образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Это помогает ввести детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях.

На занятиях по сообщению новых знаний и на творческих также применимы игровые приемы. Но своеобразие задач этих занятий определяет особенности сочетания игровых приемов с другими. Так, в первой части занятия по

сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения

используют рассказ, объяснение, показ воспитателем способов действия. Часто при этом вводится обыгрывание предмета или игрушки целью обследования. В связи с тем, что обычно обследуется, по выражению Н. П. Сакулиной, "предмет-эталон" (первый из группы типичных, большая активность принадлежит педагогу. Процесс обследования, выделение внешних признаков предмета осуществляются в ходе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами. Например, на занятие приходит Незнайка, говорит, что ему очень хочется посмотреть, как ребята рисуют. Узнав, что сегодня они будут рисовать огурцы на грядке, хвастливо говорит: "Ну, это очень просто, это я умею!" Он берет кисть (воспитатель в одной руке держит игрушку, другой рукой кладет кисть в руку Незнайки и рисует). "Это очень просто: набираю краски на кисть так, чтобы краска не капала, кисточка не плакала, и рисую. Раз - и огурец, еще огурец. Готово!

Воспитатель: "Нет, Незнайка, это не огурец, это больше похоже на зеленое

яблочко, помидор. Дети, на что еще похоже? Какой формы огурец нарисовал

Незнайка? Круглой! Ты не рассмотрел его и поэтому неправильно нарисовал. Посмотри, какой он формы: одна сторона длинная, затем закругляется, опять длинная сторона и опять закругляется. Огурец овальной формы. Незнайка,

проведи сам по огурцу пальцем, а вы, ребята, смотрите, правильно ли он

делает?".

Незнайка проводит по контуру, называя особенности формы, радуется, что научился правильно ее узнавать, выражает желание посмотреть, смогут ли дети это сделать так же хорошо, как и он. Затем воспитатель показывает, как

нарисовать огурец овальной формы, сопровождая свои действия словами:

"Я вам сейчас секрет открою: Чтобы легче рисовать огурцы, надо вести

карандашом так же, как вы вели пальцем: сначала длинная сторона, она

закругляется, потом опять длинная". И т. д.

Воспитатель подводит детей к пониманию необходимости обследования, установлению важной, как показали исследования Т. С. Комаровой, связи

между обследующим жестом и формообразующим движением.

В данном случае игровой прием помогает детям лучше воспринять

своеобразные формы предмета, предупреждает от типичной ошибки.

На занятии творческого характера в первой его части обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно. Воспитатель предлагает "поймать" и подарить Иванушке красивую, сказочную птицу. Самую красивую он отнесет царю. Дети рисуют птицу на листках, оформленных под красивую клетку (чтобы Иванушка руки не обжег, чтобы птица не улетела). Таким

образом, игровой прием в первой части занятия стимулирует творческую

активность дошкольников.

При анализе и оценке творческих работ игровые приемы те же самые, что и в других типах занятия, но направлены они, в первую очередь, на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени их выразительности.

Таким образом, игровые приемы на занятиях по изодеятельности (и не только, создают радостную необычную атмосферу, повышают интерес,

способствуют овладению навыками и умениями по изодеятельности.

Фото №1 Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности
Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практикеИспользование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике. Пластилин был придуман в 1897 году в Англии преподавателем.

Игровые упражнения на занятиях по изодеятельностиИгровые упражнения на занятиях по изодеятельности В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию детям сложно контролировать себя и управлять.

Фотоотчет об игровых занятиях в детском садуФотоотчет об игровых занятиях в детском саду Такого успеха не ожидал ни кто. В современное время у наших детей есть всякие игрушки. Они сами ходят, поют, летают, разговаривают. У.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приемов на занятиях по изодеятельности
Опубликовано: 7 января 2024 в 13:24
+214Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД