Лучший педагог года

Использование игровых приёмов продуктивной деятельности в условиях семьи

Брекало Марина
Использование игровых приёмов продуктивной деятельности в условиях семьи

Грамотность и разнообразие в организации продуктивной деятельности детей - дошкольников в условиях семьи могут оказать очень полезное влияние на их дальнейшее развитие.

В продуктивной деятельности в практике используются игровые приёмы, направленные на развитие художественного творчества детей: игровые ситуации, игровые упражнения, графические игры, игровые импровизации.

Публикация «Использование игровых приёмов продуктивной деятельности в условиях семьи» размещена в разделах

Игровая ситуация - один из приёмов активного обучения, реализация которого происходит в условиях свободной, не регламентированной правилами, деятельности. Это деятельность взрослого и детей, объединённая одной идеей, одним сюжетом, который вызывает интерес у дошкольников, организовывает детей. Например, игровая ситуация «Новоселье куклы», «Поможем Тузику» или «Маленькие жёлтенькие цыплята гуляют на лужайке» и др. [2]

Игровое упражнение отличается краткостью и направлено на отрабатывание конкретного технического навыка. Например, сплющивание «Испечём оладушки», рисование прямых вертикальных линий «Ровный заборчик», точность направления движения при рисовании форм «Кубик».

Игровая импровизация - быстрое придумывание разнообразных игровых действий («Ну, Димочка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках покататься негде!» или «Таня, твоя бурёнка останется голодной, нарисуй для неё побольше зелёной сочной травы».)

Графическая игра - игровой приём продуктивной деятельности, который можно легко внедрить в творческую деятельность ребёнка. Графическая игра отличается коротким временем проведения и сжатостью содержания, которое определяется тематикой деятельности. Графическая игра - это возможность в игровой форме регулировать рисовальные движения в соответствии с художественной стороной изображения, а также развивать детское художественное творчество. В зависимости от возраста детей и уровня овладения графическими навыками содержание графической игры может усложняться или упрощаться.

Графические игры могут иметь следующую тематику: «Узнаем характер героя по контурному рисунку», целью данной игры является показ возможностей контурной линии при изображении характера героев. Например, Баба Яга и Алёнушка. Графическая игра «Угадай, чьи уши, чей хвост», её целью будет показ возможностей изображения с помощью штриха. Дети обращают внимание на особенности штриха, упражняются в способах штриховки. Данный вид графической игры может быть включён в познавательно - исследовательскую деятельность. Темы графических игр разнообразны: «Таинственный рисунок - изобразительные возможности точки», «Дорисуй, чего не хватает» (зубчики у расчёски, иголки у ёжика, «Сильный дождь для лягушонка», «Котов без усов не бывает» и многие другие. [1]

Какова же специфика внедрения игровых приёмов в продуктивную деятельность в условиях семьи? С одной стороны, как и всякие приёмы, они должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой, по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать её существенными признаками. Одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача. В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Иногда взрослый ограничивается постановкой только игровой задачи, а затем в деятельности идёт обычная обучающая работа. Получается, что детям пообещали игру, а она не состоялась. Произошло это потому, что в таком игровом приёме не оказалось самого главного - игровых действий, через которые осуществляется любая игра. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача.

Так, в ходе трудовой деятельности : «Мастерим лодочки для зайчат», чтобы помочь зайке перебраться через речку, ребёнок шестого года жизни мастерит из природного материала лодочку, «сажает» в них заранее изготовленных зайчиков, они «плывут» по реке, «выбираются» на берег. Лодка с «кривым парусом» может перевернуться, в них «зайцы не хотят садиться». Ребёнок «ремонтирует» такую лодку. Лодка перевернулась, все дружно приходят на помощь «намокшему» зайчику, спасают лодку и т. п. В противном случае интерес детей в ходе продуктивной деятельности носит поверхностный характер, определяется новизной атрибутов или необычностью самой игровой ситуации.

В тех случаях, когда дети увлечены происходящими при организации продуктивной деятельности событиями, когда у них есть определённый запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Например, ребёнку пятого года жизни можно предложить нарисовать мостики через речку. Для медведей - из толстых брёвнышек, а для зайцев - из тонких веточек (упражнение в регуляции силы нажима на карандаш включалось в контекст сюжетного рисования). Ребёнок, обеспокоенный тем, чтобы медведь не провалился, может решить сделать перила и нарисовать их; зайчику не разрешить одному переходить через мостик, а только с мамой и изображали зайчиху с зайчонком. Следовательно, происходило развитие сюжетно - игрового замысла, обогащающее содержание рисунка, придающее ему творческий характер.

Необходимо хорошее знание родителем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий, важных для быстрого придумывания разнообразных игровых действий, что является основой для, крайне необходимой взрослому, игровой импровизации в условиях продуктивной деятельности. Этого требует порой непредвиденное развитие, неожиданное качество детской работы.

Организуя продуктивную деятельность на тему : «Снегопад», родители ребёнка, робко работающего кистью, могут ласково сказать: «Ну, Димочка - сынок, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках покататься негде». Удивлённый и обрадованный «ожившему» рисунку малыш не только «подсыплет» снега, но и нарисует дорожку, горку, метель. Опытный родитель быстро обыграл детский рисунок, «прокатив» по горке зайца. Зайчик «прыгал» по нарисованным сугробам, «отдыхал» на ровненькой снежной дорожке, а ребёнок радовался своему рисунку. Такая лёгкость и свобода старших в развитии игрового замысла позволяет им успешно решать не только образовательные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делать обучение радостным и интересным. [2]

Очень важным при организации продуктивной деятельности является использование игровых приёмов при анализе и оценке детских работ. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет взрослому живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрыть причины неудач и успехов. Даже самые маленькие дети понимают, почему колобок «скатился» с нарисованной дорожки и заблудился в лесу - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно повторяют изображение, исправляя ошибку. [3]

Приводя эти примеры, можно с уверенностью говорить о том, что, кроме заинтересованности, на успешность работы ребёнка влияет и сформированность технических навыков и умений продуктивной деятельности. Их необходимо развивать систематически, поэтому продуктивная деятельность в условиях семейного воспитания просто необходима и очень эффективна для развития детей. Кроме того, в ходе продуктивной деятельности дошкольники получают возможность закрепить полученные знания на практике.

Литература

1. Горбатова, Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Е. В. Горбатова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 24с.

2. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [текст] : Изд. 3-е перераб. и доп. / Т. С. Комарова. – М. : АО «Столетие», 1994. – 152 с.

3. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем. Играем [текст] : книга для занятий с детьми дошкольного возраста/ И. А. Лыкова. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 112 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Использование ватных дисков в продуктивной деятельностиИспользование ватных дисков в продуктивной деятельности «Использование ватных дисков в продуктивной деятельности детей» Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности – это огромная.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование нестандартного оборудования в организации продуктивной деятельностиИспользование нестандартного оборудования в организации продуктивной деятельности Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» это высказывание.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов продуктивной деятельности в условиях семьи
Опубликовано: 17 января 2022 в 02:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД