Получи документы

Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Ольга Арутюнян Шерстякова
Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

Арутюнян Ольга Федоровна

1 квалификационная категория

Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Публикация «Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные информационно-компьютерные технологии вошли в общеобразовательные учреждения и нашу жизнь в необычайно быстром темпе. Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанников.

Музыкальный руководитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Важнейшая задача современного детского сада научить детей ориентироваться в развивающей информационной среде, приобретать современные навыки «знакомства» с композиторами, просматривать картинки, фильмы, «чтения», играть в музыкально - развивающие игры. Использование ИКТ улучшает качество музыкального образования, воспитания и творческого развития детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ как современные приемы и методы музыкальной образовательной деятельности, определяются непосредственно характером конкретной музыкальной образовательной цели. Для эффективности восприятия музыкального произведения и эмоциональной отзывчивости на музыку я использовала следующие музыкально-дидактические ИКТ игры :

Игры на формирование и развитие музыкальной культуры.

воспитанникам предлагается:

- прослушать звучание музыкального инструмента и назвать его;

- определить жанр музыкального произведения;

- узнать и назвать имя композитора;

- найти «ошибку» в расположении иллюстрации (песня, танец, марш);

- определить ритмический рисунок, соответствующий песне;

- посмотреть и исполнить ритмический рисунок на разных музыкальных инструментах;

- оркестровать знакомую песню с помощью ритмического рисунка;

- определить динамику музыкального произведения (громко - тихо);

- определить темп музыки;

- определить характер музыки, подобрать правильную иллюстрацию;

Игры такого плана способствуют развитию музыкальной памяти, логическому мышлению, развитию чувства ритма, темпа, ладового, звуковысотного, тембрового слуха.

Варианты их различны:

- найти «пропавшую» картинку с изображением музыкального инструмента, определить ее место в ряду заданных (струнные, ударные, клавишные);

- найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки с изображением музыкальных жанров расположить в соответствии звучания музыки (песня, танец, марш);

- выстроить последовательность события (зайцы спят, зайцы танцуют) в соответствии характера музыки (колыбельная, плясовая, марш);

- подобрать сюжетные картинки (заяц, волк, лиса, медведь, колобок, соответствующие тембру музыки, сказочному герою.

- подобрать к прослушанной музыке «Времена года» сюжетные картинки;

- подобрать к каждой картинке с ритмическим рисунком изображение песни (елочка, флажок, петушок).

Учитывая сложность предлагаемого задания, я последовательно формирую такие музыкальные умения и навыки, на основе специально подобранного дидактического материала, предлагая вначале придумать мелодию, которую надо исполнить, например: «Песня дождя». Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно придумать музыкальную сказку и озвучить всех ее героев с помощью музыкальных инструментов.

В игре на детских музыкальных инструментах, воспитанники знакомились с ритмическими схемами, помогающими правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен.

Реализуя задачи обучения воспитанников восприятию (слушанию) музыки, я использовала в работе мультимедийные презентации. Созданные мультимедийные презентации применяла:

- при проведении непосредственно образовательной деятельности («Осень», «Зимнее настроение»);

- знакомстве с биографией, творчеством композиторов как в образовательной ситуации, так и при проведении музыкальных гостиных (П. И. Чайковский «По страницам «Детского альбома», Н. А. Римский – Корсаков «Сказка в музыке», ознакомлении с музыкальными инструментами, в качестве иллюстраций к музыкальным произведениям, жанровых картинок, в мультфильмах, видеофильмах «Балет», «В театре»).

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование информационно- компьютерных технологий :

- при проведении дыхательной гимнастики («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»);

-в работе над чистотой интонирования (технологии О. Кацер, Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»);

- в классических, проверенных временем упражнениях - распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной;

- в использовании опорных рисунков для обучения заучиванию текста песен, овладения приемами работы с мнемотаблицами, как видеозаставки к детским песням.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических движений помогает воспитанникам качественно выполнять упражнения, перестроения, соблюдать их последовательность и выразительность. В данном виде музыкальной деятельности мной использовались :

- видеоролики с показом качественного исполнения танцевальных композиций;

- анимации – схемы для обучения детей выполнению музыкально- ритмических движений.

В игровом и танцевальном творчестве детям предлагается придумать свои танцевальные движения включить их в музыкальную игру. Воспитанникам предлагается:

- найти несоответствие между музыкой и иллюстрацией;

- найти несоответствие в содержании рассказа, и звучанием музыки;

- найти несоответствие звуков музыкальных инструментов, не подходящих по содержанию музыкальному произведению, и заменить их подходящими;

Также в работе с воспитанниками активно использовались игровые пособия с применением ИКТ, предназначенные для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, накопления опыта восприятия музыки, развития музыкального слуха, креативности, коммуникативных качеств. Это музыкально-дидактические игры «Зайцы на полянке», «Узнай музыкальный инструмент», «Теремок» и другие.

Информационно - компьютерные технологии широко применялись при проведении праздников, развлечений в ДОУ, в выступлениях с воспитанниками (концерт посвященный дню 8 марта)

Интерактивное пособие «Музыкальная шкатулка» формирует у детей желание услышать рассказ о композиторе, после прослушивания музыки и просмотра иллюстрации к ней. Закрепляя знания о композиторе и его произведениях, я предлагаю детям подобрать иллюстрации к его музыкальным произведения, предметные картинки музыкальных инструментов, определяя средства музыкальной выразительности.

В интерактивном пособии «Сказка в музыке» педагог закрепляет первый опыт детей по определению музыкального произведения по предложенной мелодии в целый рассказ, и просмотр музыкальной сказки или ее фрагмента. Педагоги предлагают детям изобразить сказочных героев, их походку, манеру, эмоции.

Отдельное внимание уделяю развитию и формированию у детей певческих навыков, певческого творчества.

Интерактивное пособие «Музыкальный букварик» составлено по музыкально-методическому учебному материалу Е. Н. Тиличеевой «Музыкальный букварь». В него входят самые разнообразные вокальные упражнения, попевки, потешки, песенки, с которыми я знакомлю воспитанников с нотной грамоты, обучают их чистому интонированию.

Например, на экране картинка с изображением качелей («Качели» Е. Н. Тиличеева, которые двигаются вверх, вниз; девочки, которая поет «Ау!». Дети старшего дошкольного возраста интонацией голоса и движением руки показывают высоту звука и исполняют вокальное упражнение. Эти упражнения направлены на развитие певческих умений и навыков. Благодаря наглядному эффекту, дошкольники быстрее понимают движение звука вверх-вниз.

Вокальное упражнение «Лесенка» учит детей старшего дошкольного возраста пропевать постепенно мелодию из пяти нот вверх и вниз. С помощью экранного изображения дети наглядно видят направление движения мелодии и легко ориентируются в исполнении. Следующим заданием является исполнить и сыграть вокальную попевку на металлофоне. Для среднего дошкольного возраста предлагаю вокальное упражнение «Спите куклы» Е. Н. Тиличеевой. На экране изображены девочки, которые укачивают кукол, звучит попевка «Баю-баю», после прослушивания нужно пропеть попевку вместе с показом руки, потом проиграть на металлофоне. Дети исполняют вокальное упражнение спокойным ненапряженным звуком сначала под пианино, потом под фонограмму. В младшей группе вначале я пропеваю вокальное упражнение «Птички», с помощью экранного изображения дети легко понимают какая птичка как поет: мама-низко, птенчик-высоко.

В дальнейшем планирую продолжить работу по созданию новых моделей, презентаций, дидактических игр средствами ИКТ, продолжать активно заниматься самообразованием, внедрять инновационные технологии в педагогический процесс.

Восприятие всегда целостно. Музыка, слово и наглядность, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребенка. Творческие задания с использованием ИКТ активизирует восприятие и таким образом, благодаря использование ИКТ в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Музыка» дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его результативность, сформировать устойчивый интерес, музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста, способствовало повышению музыкальной культуры родителей воспитанников ДОУ.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2021 в 07:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД