Ольга Арутюнян Шерстякова
Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Арутюнян Ольга Федоровна
1 квалификационная категория
Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Публикация «Использование информационно-компьютерных технологий в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные информационно-компьютерные технологии вошли в общеобразовательные учреждения и нашу жизнь в необычайно быстром темпе. Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанников.
Музыкальный руководитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Важнейшая задача современного детского сада научить детей ориентироваться в развивающей информационной среде, приобретать современные навыки «знакомства» с композиторами, просматривать картинки, фильмы, «чтения», играть в музыкально - развивающие игры. Использование ИКТ улучшает качество музыкального образования, воспитания и творческого развития детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ как современные приемы и методы музыкальной образовательной деятельности, определяются непосредственно характером конкретной музыкальной образовательной цели. Для эффективности восприятия музыкального произведения и эмоциональной отзывчивости на музыку я использовала следующие музыкально-дидактические ИКТ игры :
Игры на формирование и развитие музыкальной культуры.
воспитанникам предлагается:
- прослушать звучание музыкального инструмента и назвать его;
- определить жанр музыкального произведения;
- узнать и назвать имя композитора;
- найти «ошибку» в расположении иллюстрации (песня, танец, марш);
- определить ритмический рисунок, соответствующий песне;
- посмотреть и исполнить ритмический рисунок на разных музыкальных инструментах;
- оркестровать знакомую песню с помощью ритмического рисунка;
- определить динамику музыкального произведения (громко - тихо);
- определить темп музыки;
- определить характер музыки, подобрать правильную иллюстрацию;
Игры такого плана способствуют развитию музыкальной памяти, логическому мышлению, развитию чувства ритма, темпа, ладового, звуковысотного, тембрового слуха.
Варианты их различны:
- найти «пропавшую» картинку с изображением музыкального инструмента, определить ее место в ряду заданных (струнные, ударные, клавишные);
- найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки с изображением музыкальных жанров расположить в соответствии звучания музыки (песня, танец, марш);
- выстроить последовательность события (зайцы спят, зайцы танцуют) в соответствии характера музыки (колыбельная, плясовая, марш);
- подобрать сюжетные картинки (заяц, волк, лиса, медведь, колобок, соответствующие тембру музыки, сказочному герою.
- подобрать к прослушанной музыке «Времена года» сюжетные картинки;
- подобрать к каждой картинке с ритмическим рисунком изображение песни (елочка, флажок, петушок).
Учитывая сложность предлагаемого задания, я последовательно формирую такие музыкальные умения и навыки, на основе специально подобранного дидактического материала, предлагая вначале придумать мелодию, которую надо исполнить, например: «Песня дождя». Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно придумать музыкальную сказку и озвучить всех ее героев с помощью музыкальных инструментов.
В игре на детских музыкальных инструментах, воспитанники знакомились с ритмическими схемами, помогающими правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен.
Реализуя задачи обучения воспитанников восприятию (слушанию) музыки, я использовала в работе мультимедийные презентации. Созданные мультимедийные презентации применяла:
- при проведении непосредственно образовательной деятельности («Осень», «Зимнее настроение»);
- знакомстве с биографией, творчеством композиторов как в образовательной ситуации, так и при проведении музыкальных гостиных (П. И. Чайковский «По страницам «Детского альбома», Н. А. Римский – Корсаков «Сказка в музыке», ознакомлении с музыкальными инструментами, в качестве иллюстраций к музыкальным произведениям, жанровых картинок, в мультфильмах, видеофильмах «Балет», «В театре»).
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности также предполагает использование информационно- компьютерных технологий :
- при проведении дыхательной гимнастики («Подуем на тучки, на снежинки, на одуванчик»);
-в работе над чистотой интонирования (технологии О. Кацер, Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»);
- в классических, проверенных временем упражнениях - распевках для развития звуковысотного динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной;
- в использовании опорных рисунков для обучения заучиванию текста песен, овладения приемами работы с мнемотаблицами, как видеозаставки к детским песням.
Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических движений помогает воспитанникам качественно выполнять упражнения, перестроения, соблюдать их последовательность и выразительность. В данном виде музыкальной деятельности мной использовались :
- видеоролики с показом качественного исполнения танцевальных композиций;
- анимации – схемы для обучения детей выполнению музыкально- ритмических движений.
В игровом и танцевальном творчестве детям предлагается придумать свои танцевальные движения включить их в музыкальную игру. Воспитанникам предлагается:
- найти несоответствие между музыкой и иллюстрацией;
- найти несоответствие в содержании рассказа, и звучанием музыки;
- найти несоответствие звуков музыкальных инструментов, не подходящих по содержанию музыкальному произведению, и заменить их подходящими;
Также в работе с воспитанниками активно использовались игровые пособия с применением ИКТ, предназначенные для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, накопления опыта восприятия музыки, развития музыкального слуха, креативности, коммуникативных качеств. Это музыкально-дидактические игры «Зайцы на полянке», «Узнай музыкальный инструмент», «Теремок» и другие.
Информационно - компьютерные технологии широко применялись при проведении праздников, развлечений в ДОУ, в выступлениях с воспитанниками (концерт посвященный дню 8 марта)
Интерактивное пособие «Музыкальная шкатулка» формирует у детей желание услышать рассказ о композиторе, после прослушивания музыки и просмотра иллюстрации к ней. Закрепляя знания о композиторе и его произведениях, я предлагаю детям подобрать иллюстрации к его музыкальным произведения, предметные картинки музыкальных инструментов, определяя средства музыкальной выразительности.
В интерактивном пособии «Сказка в музыке» педагог закрепляет первый опыт детей по определению музыкального произведения по предложенной мелодии в целый рассказ, и просмотр музыкальной сказки или ее фрагмента. Педагоги предлагают детям изобразить сказочных героев, их походку, манеру, эмоции.
Отдельное внимание уделяю развитию и формированию у детей певческих навыков, певческого творчества.
Интерактивное пособие «Музыкальный букварик» составлено по музыкально-методическому учебному материалу Е. Н. Тиличеевой «Музыкальный букварь». В него входят самые разнообразные вокальные упражнения, попевки, потешки, песенки, с которыми я знакомлю воспитанников с нотной грамоты, обучают их чистому интонированию.
Например, на экране картинка с изображением качелей («Качели» Е. Н. Тиличеева, которые двигаются вверх, вниз; девочки, которая поет «Ау!». Дети старшего дошкольного возраста интонацией голоса и движением руки показывают высоту звука и исполняют вокальное упражнение. Эти упражнения направлены на развитие певческих умений и навыков. Благодаря наглядному эффекту, дошкольники быстрее понимают движение звука вверх-вниз.
Вокальное упражнение «Лесенка» учит детей старшего дошкольного возраста пропевать постепенно мелодию из пяти нот вверх и вниз. С помощью экранного изображения дети наглядно видят направление движения мелодии и легко ориентируются в исполнении. Следующим заданием является исполнить и сыграть вокальную попевку на металлофоне. Для среднего дошкольного возраста предлагаю вокальное упражнение «Спите куклы» Е. Н. Тиличеевой. На экране изображены девочки, которые укачивают кукол, звучит попевка «Баю-баю», после прослушивания нужно пропеть попевку вместе с показом руки, потом проиграть на металлофоне. Дети исполняют вокальное упражнение спокойным ненапряженным звуком сначала под пианино, потом под фонограмму. В младшей группе вначале я пропеваю вокальное упражнение «Птички», с помощью экранного изображения дети легко понимают какая птичка как поет: мама-низко, птенчик-высоко.
В дальнейшем планирую продолжить работу по созданию новых моделей, презентаций, дидактических игр средствами ИКТ, продолжать активно заниматься самообразованием, внедрять инновационные технологии в педагогический процесс.
Восприятие всегда целостно. Музыка, слово и наглядность, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребенка. Творческие задания с использованием ИКТ активизирует восприятие и таким образом, благодаря использование ИКТ в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Музыка» дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его результативность, сформировать устойчивый интерес, музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста, способствовало повышению музыкальной культуры родителей воспитанников ДОУ.