Папки-передвижки

Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Ольга Харитонова
Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В течение 2-х лет я использую логопедическую ритмику на занятиях с детьми, страдающими различными нарушениями.

Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-коррекционный процесс :на детей благотворно влияют темп, слова,а ритмическая пульсация, с которой связаны движения,вызывает согласованную реакции всего организма.

Публикация «Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В работе выделяются несколько звеньев:

1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений,зрительной ориентации, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.

Примеры упражнений на развитие координации:

. Дети маршируют под музыку с мешочками на головах. Один ребенок

шагает без мешочка. На сигнал «хоп» дети снимают мешочки и кладут их

на пол. Смена музыки, дети бегут или подпрыгивают между мешочками.

Смена музыки (вновь звучит марш). Это сигнал. Нужно поднять

ближайший мешочек и положить его на голову. Тот, кто останется без

мешочка, садится в стороне отдыхать.

. Дети стоят парами. По сигналу педагога делают 8 прыжков вперед. После

четвертого прыжка меняют пары и снова прыгают на месте, все время

поворачиваясь вокруг себя. Смена музыки на высоком регистре: дети

маршируют и хлопают в ладоши перед собой. Смена музыки на низком

регистре: дети идут на пятках и хлопают в ладоши за спиной.

. Вращение кистями рук вверху (3-5 секунд)- напряжение мышц рук и

верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз –

расслабление. Повторить 2-3 раза.

. Притопывания ногами, руки за спиной – мышцы напряжены (5-8 секунд,

руки опущены, исходное положение -основная стойка, мышцы

расслаблены.

3

. Легкие и тяжелые руки. ( Музыка: венгерская народная мелодия).Дети стоят в

колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть

музыки и ее повторение: такты 1-2 – плавный подъем рук вперед до уровня плеч

и опускание рук вниз и за спину; такты 3-4, 5-6, 7-8- повторение движений

1-2-го тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9-12- сильное

качание рук вперед и назад, до уровня плеч. Колени слегла пружинят, руки

сжимаются в кулаки; такты 13-16- руки плавно поднимаются и опускаются вниз

и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального

звучания соответствует усилие и ослабление мышечного напряжения.

Регуляция мышечного тонуса в игровой форме:

. Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер 6/8). Дети сидят на полу,

будто бы на берегу реки, руки опущены. 1) Плавно развести руки в стороны и

назад, как бы в воде, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад,

затем возвратиться в исходное положение, будто захватывая воду кистями

рук. 2) Кистями рук легко бить по воображаемой воде.

. Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия). Дети сидят на стульях, упершись

руками в бедра, локти в стороны. Вначале ставят правую ногу на пятку,

сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем

выпрямляют ее, касаются пола кончиками пальцев и приставляют к другой

ноге. То же, левой ногой. То же, обеими ногами вместе.

Упражнение на переключаемость движений:

. Дети стоят в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку

(Д. Кабалевский, «Клоуны») на начало каждого такта исполняют два

противоположных движения. Одна шеренга приседает, другая, наоборот,

выпрямляется с подъемом на носки и т. д.

Упражнение на устойчивость внимания:

. Музыка импровизированного характера. Дети идут цепочкой в разных

направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается

на одно колено. Остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музы-

ке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор,

пока все дети не встанут на одно колено. Затем это упражнение дети

проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется

вновь цепочка.

4

Упражнение на распределение внимания:

. Музыка Д. Кабалевского «Веселое путешествие». Дети (взрослые) стоят в кругу

в кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Первые идут под музыку

по кругу в правую сторону, вторые идут по кругу налево. Третьи стоят на месте

и хлопают в ладоши. Затем движение меняются: вторые идут направо, третьи

налево, первые хлопают. И наконец, третьи идут направо, первые налево,

вторые хлопают.

Упражнение на развитие слухового внимания:

. «Поспи и попляши». (Музыка Т. Ломовой «Игра с куклой».)Дети стоят в кругу,

в кругу, в руках у одного ребенка кукла. Первая часть музыки. На затакте

каждого такта ребенок плавным движением передает куклу своему соседу

справа (слева, который принимает ее на первый счет следующего такта, и

так до конца первой части музыки, которая заканчивается в миноре: кукла

засыпает, ребенок держит ее на руках. Вторая часть музыки: «Колыбельная».

ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. После

окончания музыки он занимает свое место в кругу. Третья часть музыки.

Спящая кукла передается по кругу. Музыка оканчивается в мажорной

тональности. Кукла просыпается, ребенок ставит ее вертикально. Четвертая

часть музыки. «Плясовая».Тот, кто последним получит куклу, пляшет с нею

внутри круга, остальные хлопают в ладоши. Повторяется громко четвертая

часть музыки. Дети пляшут, а кукла «хлопает».

Упражнение на развитие речевого внимания:

. «Жуки». Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу-слову «Жуки

летают» разбегаются, затем по сигналу «Жуки упали на спинки и не могут

перевернуться» останавливаются, ложатся на спину и болтают в воздухе

ногами и руками. По сигналу быстро встают.

Игры для развития слухового внимания:

. «Дождик». Задачи: Согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости

от смены характера музыки дети стоят, звучит мелодия «Прогулка»

(муз. Т. Ломовой, дети свободно ходят по всему залу –гуляют. Звучит мелодия

«Пляска» - дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Мелодия

«Дождик». Такты 1-2 дети смотрят вверх и поднимают ладони- ловят капельки

дождя. Такты 3-6 убегают на свои места. Игра повторяется несколько раз,

педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.

5

. «С чем будем играть?». Задачи: Слушать и узнавать знакомую музыку и

двигаться в характере этой музыки, закреплять умение ходить с флажками

энергично, бодро, упражнять в плясовых движениях, выполнять топающий

шаг свободно, уверенно.

Игры на развитие речевого слуха:

. «Слушай и выполняй». Девочкам дают куклы, мальчикам – музыкальные

инструменты: бубны, погремушки, балалайки и пр. звучит мелодия «Прогулка»

(муз. Т. Ломовой). Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на

заранее указанные места (у боковой стены комнаты). Звучит мелодия

«Колыбельная»- девочки вслед за педагогом поют колыбельную и покачивают

кукол:

Баю бай, баю бай, Ты поспи, поспи часок

Поскорее засыпай Баю бай, баю бай,

Ты закрой, закрой глазок, Поскорее засыпай

Звучит мелодия «Музыканты». Музыканты идут бодрым шагом, ударяя в бубны

и звеня погремушками. Музыка заканчивается, музыканты садятся на свои места.

Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию

музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на

середину, танцуют. Такты 1-4 девочки приседают, ударяют кукол ножками об

пол «топ-топ, топ-топ». Такты 5-6 поднимают кукол и легко кружатся с ними.

По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще

раз. Здесь можно дать другую танцевальную мелодию, например польку.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений. (Воспитание орального

Праксиса: «Удивились», «Горький лук», и др. ; развитие просодии:»Эхо»,

«Поезд» и др. ; воспитание и развитие темпа и дыхания, развитие фонематического слуха).

Игры на развитие фонематического восприятия:

. «Шмели и Жуки». Дети под спокойную мелодию идут по кругу,затем мелодия

меняется, и шмели с жуками летят на полянку. По сигналу педагога «ш-ш!»

шмели ложатся на спины и быстро машут лапками, жуки продолжают летать

вокруг лежащих шмелей. По сигналу педагога «ж-ж!» теперь жуки ложатся на

спины и машут лапками, а шмели летают вокруг них. Смена команд

повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку шмели и жуки

Улетают с поляны.

6

Игры на развитие артикуляционной моторики:

. «Лошадки». (Музыка М. Раухвергера). Дети стоят в колонне. Они лошадки.

Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают

языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки

останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет

цокать копытами?», двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают

языком. Остальные слушают.

Игры на развитие физиологического дыхания:

. Упражнение с цветами. (музыка А. Жилина «Вальс».) Дети стоят в кругу и

держат в руках по цветку или листику. На такты 1-8 слегка поднимают руки

вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики вперед-вверх)

Такты 9-16 (и их повторение) : дети поворачиваются направо (налево) и бегут по

кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают

(выдох).

Игры на развитие речевого дыхания:

. Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й,3-й,4-й,

5-й и с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей.

Во время упражнения ритмично произносят текст :

Куры, гуси да ин-дюшки Заку-сили лебе-дой,

1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5 1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5

Наклевалися пе-трушки, Побе-жали за во-дой.

1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/5 1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5

То же, левой рукой, затем двумя руками вместе.

Игры на развитие голоса:

. «Ау, Ау».Один ребенок прячется в зале за стульчикоми (за макетом деревца и

и т. д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой или все дети ищут его.

Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!» Где я, где- реши скорей!

Угадай, где я стою. Иль левее, иль правей.

Ты найди меня, найди! Повнимательнее будь,

Здесь я, где-то на пути. Все облазить не забудь.

7

. «Эхо» дети под медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают

ягоды, грибы. Одна группа детей уходит в один конец зала, другая-

в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной.

Первая группа детей громко произносит : «Ау- ау –ау!». Вторая отвечает

ей тихо: «Ау- ау- ау», под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы

встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков:

. «Поезд с арбузами». Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а

затем педагогу. «Погрузка» арбузов на поезд. Затем дети под круговые

движения рук говорят: «Чу-чу-чу!». Поезд движется под музыку. С пре-

кращением музыки движение заканчивается. Дети произносят: «Ш -ш- ш!»

Начинается выгрузка арбузов с теми же движениями, что и при погрузке. и т. д.

Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо

ввести в речь. В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

Проводятся игры на развитие фонематического слуха типо «кто внимательный?».

дети под музыку идут по кругу, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши

выделяют нужный звук. Педагог называет слоги, дети выделяют нужный слог, хлопают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других дети приседают.

Для развития дикции и закрепления звуков проводятся игры, включающие речевой материал с оппозиционными звуками.

. «Трубочист». Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы

чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз и крепко сжаты кисти». При этом дети

производят следующие движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в

локтях, сжимают кисти в кулак и с силой опускают руки вниз.

. «Болото». Дети образуют две группы: «журавли» и «лягушки». Посередине круг

- это «болото». Лягушки поют: «Лягушечки - квакушечки по бережку гуляют.

Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор журавлей: «Журавлики – кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными

носами. Лягушечки- квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от

журавлей в болото уходите». Услышав пение журавлей, лягушки на корточках

скачут в болото. По окончании пения журавли прыгают, размахивают

крыльями- ловят тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото.

Пойманные лягушки выходят из игры.

3. Использование фольклорных произведений.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Использование технологии художественно-эстетического развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование цветового игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста Работаю педагогом-психологом в детском саду с 1997 года. На протяжении многих лет применяю в своей практической деятельности технологию.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста СЛАЙД №1 Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими,.

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возрастаконкурсная работа Работа выполнена.

Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Маг, что придумал бумагу цветную.

Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2017 в 19:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД