юлия кайтукова
Использование методического пособия «Дары Фребеля» в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим и полезным. «Новое — это хорошо забытое старое!» — гласит старая известная поговорка, и это не случайно. Я предлагаю вашему вниманию наборы «Дары Фребеля». Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фребель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование методического пособия „Дары Фребеля“ в работе логопеда» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данные наборы соответствуют ФГОС и охватывают все образовательные области.
В комплект входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами, а так же методические рекомендации и карточки с играми по каждой образовательной области. Нельзя не сказать о внешнем виде наборов. Все предметы модулей выполнены из экологически чистых материалов дерева и шерсти.
Применение набора «Дары Фребеля» на практике.
Предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые, по-моему мнению, можно применять для развития речи. В зависимости от поставленных целей для удобства я разделила игры на блоки.
• 1 БЛОК Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания.
Игра «Волшебный мешочек» (1 модуль) : Ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море
Игра «Подарки». Дети делятся на 2 подгруппы. Цветные шарики «подарки» раздаются детям одной из подгрупп, 2-ая подгруппа — получает подарки. Детям предлагается перекидывать шарики своему напарнику со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку,. желтое солнечное настроение.»
Игра «А сколько у тебя?» в начале игры дети берут определенное количество палочек (модуль 8, а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т. д.
2 БЛОК Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация).
В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.
«Подбери слово-действие» (модуль № 10)
Сорока (что делает) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.
Дети, называя глаголы — выкладывают фишки.
«Подбери признаки к словам» (модуль № 10)
День весной (какой) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.
•3 БЛОК Игры на формирование навыков чтения и письма.
Игра «Выложи букву» (модули 8, 12) Цель: развивать пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.
4 БЛОК Игры на развитие мелкой моторики.
«Танец кубиков» выкладывание по образцу.
5 БЛОК Игры на формирование звуковой культуры речи.
В играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.
«Выложи звуковую схему слова» (модуль 7, 10) — звуковой анализ слова. Цель: учить выполнять звуковой анализ слов.
«Бусы для мамы» (модуль 11) — проговаривай за мной слова со звуком, например звук «С», если правильно произнесла слово — нанизывай бусину на шнурок. Цель: автоматизация звука «С».
«Гусеница» (модуль 11) — назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Усложнение: бери только определенного цвета. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.
• 6 БЛОК Игры на развитие пространственных отношений.
У детей с общим недоразвитием речи часто не сформированы пространственные представления, что в свою очередь отражается и на речевой деятельности. 3,4,5,6 Дары помогают детям не только познать геометрические основы, научить конструированию, но также развить пространственные представления
Игры на пространственную ориентацию: Дети выполняют задание по инструкции, например,
В правую руку свой мячик возьми,
И перед грудью его подержи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись!
• 7 БЛОК Игры на формирование фонематического восприятия.
А теперь уважаемые коллеги, мне нужна будет ваша помощь, предлагаю принять активное участие.
«Хлопни столько раз, сколько палочек» (модуль 8). Цель: Развитие слухового восприятия. Усложнение: Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т. д.
«Дорожки» — посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.
«Пчелы и змеи» (модуль 2)
Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.
Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая — «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король — куб (мед) и змеиный — цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» — «ж-ж-ж», а «змеи» — «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с нарушениями речи, мы учитываем не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а так же их желания и интересы. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.
Мною было отмечено, что применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.