Папки-передвижки

Использование мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников

Скибина Яна
Использование мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование мнемотаблиц

для развития связной речи старших дошкольников

Одной из важнейших задач дошкольного образования на современном этапе

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с

их возрастными и индивидуальными особенностями.

Публикация «Использование мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте развитие речи является основой для успешной

социальной адаптации ребенка и подготовки его к обучению в школе. Связная речь

отражает сформированность у ребенка всех сторон речи : звуковой, лексической,

грамматической. Умение выстраивать связные высказывания являются результатом

работы, которая осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. В тоже

время, как показывает практика, количество детей старшего дошкольного возраста,

у которых недостаточно развита связная речь, с каждым годом становится все

больше. Причины возникновения этой проблемы многогранны, к ним относится и

увеличение числа речевых нарушений у детей, различных патологий в онтогенезе,

которые влияют на развитие речи, снижение коммуникативной активности детей и

многие другие проблемы. Поэтому развитие связной речи является важнейшим

направлением обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

М. М. Алексеева, В. И. Яшина в методике развития речи детей дошкольного возраста рассматривают различные средства развития связной речи. К их числу относятся беседы, составление разных видов рассказов, упражнения и т. д.

В работах Т. Б. Полянской, Т. А. Ткаченко отмечается, что одной из эффективных техник развития связной речи детей является мнемотехника. Мнемотехника

объединяет в себе разнообразные приемы, которые облегчают процесс запоминания

и воспроизведения информации. Для развития связной речи детей широко используется одна из разновидностей дидактического материала, который используется в рамках мнемотехники – это мнемотаблицы.

Мнемотаблицы представляют собой дидактический материал в виде таблицы,

содержащий символы, помогающие запомнить и воспроизвести материал в определенной последовательности. По мнению Т. Б. Полянской, характерной особенностью

мнемотаблицы является то, что материал для запоминания и рассказывания кодируется с помощью различных знаков и символов, это могут быть картинки, буквы,

знаки, слова и т. д.

В плане развития речи мнемотаблицы являются одним из универсальных инструментов, поскольку они помогают обогащать словарный запас, обучать детей составлению рассказов, пересказов, мнемотаблицы используются при отгадывании и

загадывании загадок, заучивании стихов и так далее.

В развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы

широко используются мной для формирования у детей умений составлять не только

связанные высказывания, но и связный текст, то есть рассказ или пересказ.

Использование мнемотаблиц опирается на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, для которых характерно развитие образного мышления,

опора на наглядность в процессе мышления, поскольку мышление является

наглядно-образным. Мнемотаблица выступает своеобразным зрительным планом,

который помогает детям выстраивать свой рассказ в определенной последовательности, а также помогает наполнять рассказ с лексико-грамматической точки зрения.

Методика использования мнемотаблиц для развития связной речи, которую я

применяю в своей работе, включает в себя несколько этапов работы.

Первым этапом работы является знакомство с мнемотаблицей, когда дети

узнают о том, как содержание того или иного рассказа, фразы кодируется в графическом изображении. После этого, следующим этапом работы является обучение детей

составлению рассказов по готовым мнемотаблицам. Для этого вначале мы рассматриваем мнемотаблицу, обсуждаем изображения, устанавливаем причинно-следственные связи между ними. Все это происходит в ходе беседы по вопросам, затем

осуществляется составление рассказа по мнемотаблице, когда к каждому изображению составляется фраза и затем все фразы соединяются в единый текст.

Воспроизведение рассказа осуществляется на основе мнемотаблицы на следующей ступени нашей работы. Когда дети рассказывают рассказ по мнемотаблице,

мы анализируем, какие у них отмечаются трудности, в случае необходимости корректируем ошибки, которые совершают дети в построении фразы для того, чтобы

формировать правильную грамматическую структуру.

Следующий этап работы является более сложным и требует сформированности

у детей необходимых умений и навыков работы с мнемотаблицей. На этом этапе мы

упражняем детей в составлении мнемотаблиц к различным текстам и рассказу по составленным мнемотаблицам. Данная работа является очень полезной, поскольку

способствует развитию и мышления детей : они учатся кодировать информацию, используя знаки и символы, а также графические изображения, а затем обратно перекодировать информацию в текст.

Организация работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотаблиц

выстраивается мной в виде целостной системы, когда мнемотаблицы применяются

регулярно в работе с детьми, и у них формируются необходимые умения и навыки.

Кроме того, для составления рассказа по мнемотаблице часто проводится подготовительная работа, в ходе которой происходит обогащение словаря детей, дети упражняются в составлении фраз, все это способствует развитию связной речи детей.

Таким образом, рассматривая проблемы развития связной речи детей старшего

дошкольного возраста, я обратила свое внимание на возможности мнемотаблиц как

одного из эффективных средств развития связной речи. Мнемотаблицы помогают

обогащать словарный запас, формируют умение строить связное высказывание, формируют представления о способах связи слов в предложении и тексте. Систематическое использование мнемотаблиц позволяет достичь значительного результата и

способствовать повышению уровня развития связной речи старших дошкольников.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников
Опубликовано: 29 августа 2022 в 21:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Скибина Яна (УИ 2233515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД