Получи документы

Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии дошкольников

Елена Федорив
Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии

дошкольников.

Аннотация: актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное

Публикация «Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Ключевые слова: мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка,

мнемотаблица.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами,

дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

На начало года, согласно мониторингу, в речи детей существуют

множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (23%).

- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение (17%).

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас (39%).

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

(29 %).

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими

словами (36%).

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

(12%).

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. (8%).

- Плохая дикция (18,67%).

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех

названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих

определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало

популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей.

Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью

последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство

запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать : ассоциативное мышление,

зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,

воображение, связную речь, мелкую моторику.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую

поговорку: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. По первым

буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке

располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались

мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования

ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко

используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно, в игровой

форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Изображение, которое нарисовано в мнемоквадрате, обозначает

либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов,

изображение в каждом мнемоквадрате обозначает либо одно слово, либо

словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная

информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое

слово или маленькое словосочетание придумывается картинка

(изображение); таким образом, глядя на эти схемы, ребенок легко

запоминает информацию.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики,

очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

Развивает память

• Воображение

• Интеллект

Развивает образное мышление

• Внимательность

• Фантазию

• Учится выстраивать логические цепочки

Развивает речь и увеличивает словарный запас

• Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга.

Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и

правое, которое отвечает за творческое начало.

Мнемотаблицы бывают двух видов : развивающие и обучающие. Если

мы работаем с развивающей мнемотаблицей, то детям показывается

таблица и расшифровывается закодированная информация.

Устанавливаются логические связки, количественные и качественные

характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица

убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти. Возможен

вариант работы с помощью детей, если проведено ранее занятие по данной

теме. Работа может быть как индивидуальная, так и подгрупповая.

Принцип работы с обучающей мнемотаблицей несколько иной,

поскольку они содержат обучающую информацию, как правило,

незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу (объяснение)

берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в

определенном направлении.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить

ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и

мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и

спокойно составляют рассказы - описания по картинкам.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое

изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и

выглядеть они могут по- разному. Можно составить таблицу, просто

зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие

картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно

воспользоваться готовой.

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные,

потому что они быстрей запоминают цветные образы:

апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

Как заниматься по мнемотаблицам?

Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:

• Выразительно прочитать стихотворение.

• Прочитать стихотворение еще раз, показывая изображение в

мнемотаблице.

• Уточнить все ли слова знакомы ребенку, если что — то не понятно,

или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.

• Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а

ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

• И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть

воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с мнемотаблицами по запоминаю

стихотворений. Каждый ребенок индивидуален, кому-то достаточно один

раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил, а

кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы

можете предложить ребенку раскрасить мнемотаблицу, и в процессе

прочитывать текст.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 10:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД