МААМ-картинки

Использование мнемотехники как метода формирования у дошкольников с речевой патологией навыков выразительного чтения

Вера Батакина
Использование мнемотехники как метода формирования у дошкольников с речевой патологией навыков выразительного чтения

Для формирования у дошкольников навыков выразительного чтения существенное значение имеет знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Особенность метода мнемотехники в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Публикация «Использование мнемотехники как метода формирования у дошкольников с речевой патологией навыков выразительного чтения» размещена в разделах

Мнемотехника является уникальной системой методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Любое стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений и выразительному чтению увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать и опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются поочередно. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Одним из наиболее эффективных методов мнемотехники является работа с мнемотаблицами. Поскольку мнемотехника всегда строится от простого к сложному, то начинать работу следует с простейших мнемоквадратов (одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение, затем перейти к мнемодорожкам (ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения, и позже – к мнемотаблицам (это целая схема, в которую заложен текст). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Это особенно важно для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних — дом.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи и пополнение словарного запаса; преобразование образов в символы (перекодирование информации); развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и образного (ассоциативного) мышления, воображения; развитие мелкой моторики.

Методика работы с мнемотаблицей:

1) Выбранное для запоминания стихотворение разбиваем, совместно с ребенком, на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания.

2) Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок.

3) После этого, просим ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

4) Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Данная методика имеет высокую эффективность при работе с детьми, т. к. увлекает детей, превращает занятие в увлекательную игру, позволяет значительно быстрее запомнить текст, а при рассказывании не отвлекаться на припоминание текста, а уделять больше внимания интонационной выразительности.

Литература:

1. Олейник Н. А. «Технология формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 .

2. Омельченко О. В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связанной речи». «Логопед», 2008г, №4.

3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб. : «Детство-Пресс», 2009 г.

Публикации по теме:

Использование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольниковИспользование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольников В интернете очень много готовых дидактических интерактивных игр для детей. Но часто ни одна из них не подходит к тем задачам, которые приходится.

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Проект конкурса выразительного чтения стихов «Новый год у ворот» Тип проекта: • по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги) • по целевой установке – информационный, практико-ориентированный.

Сценарий конкурса выразительного чтения «Здравствуй, Зимушка-зима!» для детей подготовительных группСценарий конкурса выразительного чтения «Здравствуй, Зимушка-зима!» для детей подготовительных групп Сценарий конкурса выразительного чтения «Здравствуй, Зимушка-зима!» для детей подготовительных групп Задачи: - Закреплять умение дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники как метода формирования у дошкольников с речевой патологией навыков выразительного чтения
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 23:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД