Приложение МААМ

Использование моделирования при обучении грамоте детей с нарушениями речи

Светлана Милюкова
Использование моделирования при обучении грамоте детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Обучать интересно и эффективно – цель и задача логопеда. Добиться этого сложно, но возможно. Пути реализации многочисленны, хотя не все одинаково результативны и значимы с позиций современных основ обучения. В настоящее время одним из самых приоритетных методов обучения является моделирование.

Публикация «Использование моделирования при обучении грамоте детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

Главное назначение любой модели - с ее помощью решить познавательную задачу. В нашем случае - помочь ребенку овладеть основами грамоты. Поэтому, взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде опыт ребенка в овладении им звуковой и знаковой действительности при помощи наглядного средства - модели, символа. знака.

Идея использования схем, моделей в обучении грамоте не нова. Она включалась в систему работы по подготовке к обучению грамоте еще в 70-е годы. Средством материализации неуловимой для ребенка формы слова являются звуковые модели, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте была доказана Д. Б. Элькониным столь убедительно, что из его экспериментального букваря эта идея проникла практически во все современные отечественные буквари и азбуки, методические пособия. В основном, это были модели-схемы для обозначения качественной характеристика звуков в слове (твердые-мягкие, ударные-безударные, модель деления слов на слоги, модель строения предложения.

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма. Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована фонематическая система.

По мнению многих авторов (Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская и др., фонематическая система является основой устной и письменной речи включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука.

Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление и с характеристикой звуков, и с ударением, и со слоговой структурой. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений по развитию элементарных форм фонем анализа, по усвоению понятий “звук”, “буква”, “слово”. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смыслоразличительные функции фонем. Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, связывание его с буквой. Основное значение – ввести ребенка в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слово.

Модели, используемые в работе по обучению грамоте

При обучении грамоте логопеды используют следующие модели :

Модели, отражающие качественную характеристику звуков

- модель гласного звука (красная фишка или карточка,

- модель согласного твердого звука (синяя фишка или карточка,

- модель согласного мягкого звука (зеленая фишка или карточка)

Модели, отражающие звуковую структуру различных слов

- Модель нахождения звука в начале слова

- Модель нахождения звука в середине слова

- Модель нахождения звука в конце слова

Для узнавания звука в слове:

— ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);

— согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);

— любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

Для определения первого звука в слове:

— ударные гласные;

— сонорные согласные;

— щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;

— остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:

— ударные гласные;

— сонорные согласные;

— щелевые согласные.

Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

«Каждому свое место»

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. У каждого ученика набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой — средний квадрат, в третьей— последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный).

Ход игры:

Ученики размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки.

Модели, отражающие слоговую структуру слов и качественную характеристику слогов:

- Модель слова, состоящего из одного слога

- Модель слова, состоящего из двух слогов

- Модель слова, состоящего из трех слогов и т. д.

Красным кружком обозначен гласный звук в слове. Это делает модель более понятной детям, так как наглядно раскрывает смысл основного правила деления слов на слоги – сколько в слове гласных, столько и слогов.

Модели, отражающие качественную характеристику слогов:

- Модель “место ударения в слове”

Модели, обозначающие структуру предложения:

- Модель предложения из одного слова.

- Модель предложения из двух слов

- Модель предложения из трех слов и т. д.

Модель слова представляет собой белый прямоугольник. Для обозначения первого слова в предложении мы будем брать схему, где у прямоугольника слева имеется выступающая черта. Для обозначения последнего слова в предложении будем использовать схему, где справа у прямоугольника стоит точка.

– Что будет обозначать выступающая черта в схеме первого слова? (Черта обозначает начало предложения.)

– Что обозначает точка после последнего слова? (Точка обозначает конец предложения.)

Зима. Падает снег. Деревья стоят голыми.

– Сколько слов в первом предложении? Во втором? В третьем?

Учащиеся делают вывод, что предложение может состоять из одного, двух и более слов.

Игры и упражнения для закрепления понятия «предложение»

1. Фишечный диктант: выложить количество фишек соответствующее количеству слов в предложении. Особое внимание уделяется «коротким» словам.

2. Игра «Компьютер». Составление предложения по сюжетной картине и выкладывание его схемы.

3. Упражнение. Составить предложение по заданной схеме.

Модели для овладения механизмом чтения:

Слог-слияние.

1. Анализ и составление схемы слова ЛУЖА.

2. Ознакомление с понятием «слог-слияние» :

— Повторите первый слог (лу-).

— Сколько в нем звуков?

— Какой гласный?

— Какой согласный?

3. Сообщение учителя:

— Обратите внимание, как произносится слог лу- (Произносит.) Согласный и гласный звуки тесно связаны, произносятся неразрывно, слитно. Такой слог называется «слиянием».

4. Обозначение слияния на схеме. Учитель заменяет в схеме первый слог моделью

5. Анализ второго слога -жа и составление схемы всего слова:

6. Анализ различных слияний, составление моделей- схем.

7. Подбор слов, структура которых соответствует предлагаемым схемам.

Все вышеперечисленные модели вводятся на занятиях по мере прохождения материала. Необходимо иметь крупный образец всех моделей (демонстрационный) и модели для каждого ребенка (раздаточные). Вариантов заданий с использованием моделей может быть очень много:

- Расскажи, какие звуки есть в слове и обозначь их фишками на модели.

- Подбери схему к слову.

- Придумай слово (предложение) к схеме.

- Нарисуй схему данного слова.

- Нарисуй схему, где находится звук в слове (начало, середина, конец).

Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, синего – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.

Помимо коллективной работы со схемами-моделями может проводиться и индивидуальная. На партах, на индивидуальных наборных полотнах ученики выставляют картонные цветные карточки, конструируя схему звукового состава слова.

Ознакомление учащихся со схемами-моделями слов и обучение их пользоваться такими схемами выступают как важная составная часть аналитической работы при обучении грамоте. Необходимые учащимся умения формируются быстрее и прочнее при наличии такой наглядной опоры. Дети не испытывают серьёзных затруднений при работе со схемами в процессе анализа звучащей речи, поскольку ознакомление учеников со схематическим обозначением речевых и звуковых единиц происходит постепенно, новые сведения сообщаются каждый раз на основе ранее усвоенного и способствуют углублению того, чем дети уже овладели.

По мере овладения навыком чтения использование схем-моделей значительно сокращается, поскольку они являются лишь вспомогательным средством и ни в коей мере не могут рассматриваться как самоцель осуществляемой на уроках обучения грамоте работы.

Публикации по теме:

Логопедическая газета «Звуковичок»Логопедическая газета «Звуковичок» В процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями особая роль принадлежит родителям. И поэтому, наибольшей эффективности в.

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование моделирования при обучении грамоте детей с нарушениями речи
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 19:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование моделирования при обучении грамоте детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Милюкова (УИ 180191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД