Cвета Абрамова
Использование нетрадиционных приёмов рисования с детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных приёмов рисования с детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Творчество – особый вид деятельности,
оно само в себе несёт удовлетворение»
Паустовский К. Г.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в развитии ребенка.
Публикация «Использование нетрадиционных приёмов рисования с детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Работая над рисунком, дети с сохранным интересом учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей.
Но детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними.
Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявлению индивидуальности.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками рисования вызывает радостное настроение у детей, они не боятся, что у них ничего не получиться.
В процессе своей работы, с особыми детьми я использую следующие нетрадиционные техники рисования :
1. Изображение предметов на рисунке сухой жёсткой кистью.
2. Оттиск печатками
4. Отпечатки листьев
5. Рисование мятой бумагой
6. Монотипия
7. Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)
8. Пуантилизм – метод изображения точками с помощью фломастеров.
Остановимся более подробно на этом варианте – пуантилизм.
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
Технику «пуантилизм» можно применять как в пейзажах, так и в натюрмортах.
В своей педагогической практике применяю эту технику в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей данной категории бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления.
Техника «Пуантилизм» вполне по силам детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как коснуться листа бумаги кистью, палочкой или фломастером и оставить след в виде точки, под силу даже детям данной категории.
Я предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.
Необходимые материалы:
1. 1/2 альбомного листа или лист А4
2. Простой карандаш
3. Ластик.
4. Цветные маркеры (или фломастеры)
5. Рамка для оформления работы
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.
Первый этап – создание эскиза будущей композиции.
-Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости.
-В центре лучше расположить - тарелку.
-Далее предлагаю нарисовать фрукты.
Набросок готов, теперь самое время приступить ко второму этапу – окрашиванию нашей композиции цветными точками. После работы фломастеров удалить набросок простым карандашом ластиком.
Тарелка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию фруктов. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания – точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка.
Завершающий этап нашей работы – нанесение точек на окружающее пространство на листе.
Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить изображение в приготовленную ранее рамку.
Предлагаемый способ изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику обучающихся, их усидчивость, восприятие контрастов в картине, но и создавать общий положительный эмоциональный фон, поскольку изображение, полученное с помощью фломастеров (цветных маркеров, не требует высыхания, исключается растекание красок.
Итак, как вы поняли, суть техники проста: рисунок выполняется точками, краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Точки можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот.
Как вы поняли, выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кистью, ластиком, кончиками пальцев, фломастерами или маркерами. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения, и выберите понравившийся способ для себя!
Эту работу можно выполнить с детьми, используя лишь одну фактуру - точку, разного цвета! А также можно выполнять настоящие живописные картины в многоцветной гамме, следуя или частично используя принципы и идеи пуантилизма.