Юлия Надыршина
Использование проектного метода в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Надыршина Юлия Александровна, музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ№22 СП "Детский сад №44" г. Сызрани
Авдошина Лариса Олеговна, старший воспитатель
ГБОУ СОШ№22 СП "Детский сад №44" г. Сызрани
Публикация «Использование проектного метода в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Театрализованная деятельность - синтетический вид искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л. С. Выготский.)
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театрализованная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность
• сформировать правильную модель поведения в современном мире;
• повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
• познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
• совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
В нашем дошкольном учреждении театральной деятельности уделяется большое значение. Театральные постановки в рамках праздников, досугов и развлечений, а также как самостоятельный вид деятельности дошкольников - непременный атрибут творческой жизни всех возрастных групп. В 2019 году, в рамках Года Театра в России, в нашем учреждении был разработан и реализован проект театрального фестиваля "Театральная карусель - 2019."
Цель проекта : способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.
Задачи:
- расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
- создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса;
- способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- способствовать формированию к дошкольников эстетического вкуса;
- способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад - семья».
Принципы:
- принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии;
- принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;
- принцип координации деятельности педагогов;
- принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап.
План реализации проекта.
Во время подготовительного этапа были проведены следующие мероприятия:
- анкетирование родителей, педагогов;
- проведение педагогической диагностики сформированности навыков театрализованной деятельности;
- планирование основных мероприятий.
В ходе реализации основного этапа проекта педагогами была проведена работа по всем видам образовательных областей:
• познавательное развитие - беседы о театре, о профессиях работников театра, просмотр презентаций и иллюстраций о театре, чтение сказок, художественных произведений, викторины по теме и т. д. ;
• социально-коммуникативное развитие - беседа с презентацией "Театральный этикет", посещение выставки книг в детской библиотеке, экскурсия в драматический театр им. А. Н. Толстого, цикл НОД на развитие социально-коммуникативных навыков;
• речевое развитие - знакомство с произведениями художественной литературы, пересказ, заучивание стихов по теме, индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по разучиванию ролей и по развитию интонационной выразительности, пантомимы;
• физическое развитие - проведение НОД по теме, подвижные игры и физминутки по теме, спортивные досуги театральной тематики;
• художественно-эстетическое развитие - совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, афиш, реквизитов для спектаклей и драматизаций, конкурс детских рисунков «Театральная палитра», этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»; разучивание сольных и общих музыкальных и танцевальных номеров для показа постановок;
Итоговым мероприятием проекта стала фестивальная неделя, в ходе которой воспитанники учреждения могли побывать и в роли зрителей и в роли артистов и показали театральные постановки разных жанров: кукольный театр "Колобок", драматизация "Сказки о глупом мышонке", шоу-программа "Муха - цокотуха", музыкальная сказка "Волк и семеро козлят на новый лад", мюзикл "Кошкин дом". Зрителями театральных постановок стали воспитанники разных возрастных групп, родители, воспитатели и сотрудники детского сада и, конечно, строгое, но справедливое, жюри. по итогам фестиваля все его участники получили сладкие призы, а лучшие были награждены почетными грамотами и дипломами.
Таким образом, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальными руководителями и родителями. Дети стали более общительными раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах и не боятся выступать перед зрителями. В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовление декораций, атрибутов, костюмов, игрушек, но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей. Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и конечно же его мечты и желания, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект «Театральная карусель» позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности в разных видах театрализованной деятельности.
Список литературы.
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии / - М. Просвещение, 2003 2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Методическое пособие СПб. Союз, 2004 3. Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет : метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. / М. Просвещение, 2005 4. Махаева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. / ТЦ Сфера, 2004 5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Школьная Пресса, 2004