Получи документы

Использование современных форм организации работы по развитию речи

Трифонова Нина
Использование современных форм организации работы по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время очень актуальной для дошкольной ступени образования является проблема подбора и эффективного использования в работе воспитателя инновационных технологий и современных форм организации социально-коммуникативной подготовки ребенка к школьному обучению. Основа социально-коммуникативной готовности, обеспечивающей успешность ребенка на следующей ступени образования – это речевое развитие дошкольника. Конечный результат речевого развития детей дошкольного возраста – развитие качественной устной связной речи, которая существует в виде диалога и монолога. Проблеме поиска эффективных технологий речевого развития детей дошкольного возраста посвящены труды многих известных ученых и современных исследователей (Тихеева Е. И., Арушанова А. Г, Белобрыкина О. А., Лидак Л. В., Смолякова Л. Н., Савушкина Е. В. и др.).

Публикация «Использование современных форм организации работы по развитию речи» размещена в разделах

Реализация образовательных задач, определенных в ФГОС ДО по области «Речевое развитие», происходит с помощью различных методов и приемов, современных форм организации работы с детьми – образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра. Рассмотрим их подробнее.

Образовательная ситуация является основной формой работы воспитателя по развитию речи детей и предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. В качестве дидактического материала можно использовать любое дидактический материал (игрушка, сюжетная картинка и др.).

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых умений. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи (классификации Ельцовой О. М., Горбаческой Н. Н., Тереховой А. Н.). При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» ( цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования : каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» ( цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» ( цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

Проектная деятельность относится к числу современных форм организации работы по развитию речи дошкольников и позволяет комплексно решать задачи всех определенных в ФГОС ДО образовательных областей.

Игровая деятельность является основной формой речевого развития детей – игры со словами, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения, дидактические игры. Любой вид игры, как и все формы организации детской деятельности перечисленные выше, могут быть использованы педагогом с помощью определенных методов и приемов. Поэтому, очень кратко остановимся на них.

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам : наглядность, слово, практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

В детском саду чаще используются наглядные методы, как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов и применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи,.

К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности – рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему слова и словосочетания, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания. Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть и в тех, и в других. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме.

В зависимости от задачи развития речи выделяют : методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные, игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Игровые методы в работе с дошкольниками включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Если объединить их по форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, то можно назвать это игровыми технологиями речевого развития дошкольников.

Обзор современных технологий по речевому развитию дошкольников представлен в таблице:

Современные технологии по речевому развитию дошкольников

Название технологии Характеристика

Технология

«Азбука общения» Л. Н. Шипицыной, Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Технология Т. А. Ткаченко

«Творческое рассказывание по сюжетным картинам» В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.

Авторская классификация видов творческого рассказывания:

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменого объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц. 9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

Технология

«Развитие диалогического общения»

А. Г. Арушановой Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А. Г. Арушановой, является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Сказкотерапия Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.

Обучение преодолению страхов и трудностей.

Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы :

«Салат из сказок» (смешивание разных сказок); «Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);

«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад); «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Игры-драматизации, инсценировки В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. Это эффективное средство самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Моделирование

(знаково-символическая деятельность)

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутри текстовой связи.

Методы моделирования:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Технология синквейна Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы :

Подбор слов-предметов.

Подбор слов-действий, которые производит данный объект.

Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».

Подбор слов – признаков к объекту.

Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».

Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Технологии обучения образной речи Модель составления сравнений: воспитатель называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. Например: цыпленок (объект №1); по цвету (признак); желтый (значение признака); такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

Технология обучения детей составлению метафор. Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы жителей какой-либо сказочной страны, например «Риторика», в которой жители говорят слова правильно и красиво.

Мнемотехника Блок-квадрат Глухов В. П. Сенсорно-графическая схема Воробьева В. К. Коллаж Большева Т. В. Предметно-схематическая модель Ткаченко Т. А. Схема составления рассказа Ефименкова Л. Н. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Использованная литература :

1. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.

2. Колосова И. В. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. -Челябинск, 2011г.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Использование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группеИспользование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группе Растить детей здоровыми – одна из главных задач каждого дошкольного учреждения. Усилия работников и нашего детского сада направлены на.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет)Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных форм организации работы по развитию речи
Опубликовано: 16 ноября 2021 в 19:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных форм организации работы по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Трифонова Нина (УИ 2086952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД