Татьяна Рязанова
Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении трех лет я являюсь руководителем кружка "Юные исследователи". Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Публикация «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой.
Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.
Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в минилаборатории «Маленький исследователь». Таким образом, лаборатория оснащена различными сосудами, шприцами, пипетками, лупами.
В нашей группе так создана развивающая среда, что детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию.
Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, кисти, паралоновые и резиновые губки, щёточки и т. д.
Так же у нас в группе имеется уголок «Эксперементирования», где дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, шишками, камнями, магнитами, ракушки, различными крупами и т. п. В работе я использую различные емкости, которые дети используют для проведения опытов. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость.
Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы.
Так же с ребятами мы ведем журнал наблюдений, куда дети отмечают рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро подходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «Выпрямляющийся стебель», «Дыхание листа», «В погоне за светом».
В своей работе по формированию исследовательской деятельности у дошкольников я так же использую различные модели и схемы алгоритма для проведения опытов.
После проведения опыта и получения результата каждый опыт зарисовывается детьми.
Обязательная работа проводится с родителями:предлагаются консультации по пройденной теме, оформляются папки передвижки «Предлагаем поэкспериментировать дома», организовываю выставки рисунков «Домашние опыты».