Наталья Красоткина
Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».
Жан Жак Руссо
Актуальность: это не читать
В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаё т много вопросов:
• Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
• Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
• Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?
Публикация «Использование технологии „Синквейн“ в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
• Как научить детей активно использовать словарный запас в речи, научить «правильно и красиво» говорить, привлечь детское внимание к занятиям словотворчеством?
Цель моего доклада познакомить с инновационной технологией «Синквейн» для дальнейшего применения данной технологии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности работы с детьми по речевому развитию;
• Дать рекомендации педагогам по составлению синквейнов.
• Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.
• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
• Вызвать от совместного общения положительные эмоции.
• Введение
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, воспринимает красоту окружающего мира, и может рассказать об уведенном, передавая ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь, как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной задачей. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи, мыслительные функции.
И одним из эффективных интересных технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Что же такое синквейн?
«Синквейн» - слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк»». Это стихотворения без рифмы, в которых обобщена информация по изученной теме.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся. В России технологию синквейн используют с 1997 года.
Возвращаясь к определению Синквейна, можно сказать о его функциях: эта технология позволяет
• пополнять знания детей по лексическим темам;
• обогащать пассивный и активный словарный запас;
• совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
• развивать ассоциативное мышление и образную память;
• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
А так же это технология имеет некоторые преимущества:
• во-первых, она рассчитана на большую детскую аудиторию, и может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием;
• во-вторых, помогает в коррекции всех сторон речевого недоразвития.
• в-третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и что самое главное, эта технология способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего обучения в школе.
Этапы не читаю
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.
И первый этап это Подготовительный. Дети знакомятся с понятиями: слова-предметы, слова-признаки, слова- действия, предложения. При работе над синквейном используются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность.
Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие» мы готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия, признаки предметов, изображать их графически. Проводится работа по формированию различных видов простых нераспространенных, распространенных, а затем и сложных предложений.
Для помощи детям в обогащении и активизации словаря по словам предметам, признакам и действиям можно использовать такие формы образовательной деятельности, как:
Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).
Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и другие.
Игры малой подвижности («Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие (на слайд)
Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря, составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дидактический синквейн составляется в конце лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
У этой технологии есть свой алгоритм составления, сейчас мы его с вами рассмотрим, обратите внимание на слайд
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи — это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что? Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи — это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи — это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает?
Четвертая строка — это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно это существительное.
Для детей алгоритм похож на ёлочку. (слайд, а также есть ещё несколько вариантов составления алгоритмов синквейна. (слай)
Детям разрешается необязательное соблюдение правила синквейна : так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех, а может даже из пяти слов; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
В технологии «Синквейн» выделяют несколько вариантов составления (слайд)
• по предметной картинке,
• по прочитанной сказке,
• синквейн-загадка
• по обобщающему слову
• составление рассказа по готовому синквейну
Варианты синквейна :
1. По предметной картинке:
1-«Дождь»
2-Грибной, летний.
3-Льёт, капает, стучит.
4-Я люблю гулять под дождём.
5-Лужи, вода.
2. Синквейн по сказке «Кот, петух и лиса»
1 - «Лиса»
2- Рыжая, хитрая.
3- Обманула, выманила, обхитрила.
4- Лиса обманула петуха.
5- Обманщица4.
3. Синквейн-загадка
Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
1? (Ёж)
2 Серый, колючий.
3 Фыркает, спит, сворачивается.
4 Мне нравится этот зверёк.
5 Лес
4. Составление рассказа по готовому синквейну (Педагог зачитывает готовый синквейн)
1 – заяц
2 – белый, пушистый
3 – прячется, боится, убегает
4 – мне жалко зайца
5 – дикое животное
В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц.
Заяц боится волка и лису, увидев их, он прячется.
Мне жалко зайчонка.
Зимой в лесу диким животным жить трудно.
Чтобы составление синквейна было интересным и завлекающим, в работе используется игровой метод. Он помогает детям составлять более качественные тексты, даёт возможность мыслить шире, слышать и слушать своих товарищей по группе. Это также развивает среди детей коллективизм и коммуникативные способности.
1.«Нарисуй предмет-отгадку».
Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
1? (машина)
2 быстрая, мощная
3 едет, обгоняет, тормозит
4 Я люблю кататься по городу
5 Транспорт
2. «Один начинает, другой продолжает».
Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью строку, Третий –четвертую строку и четвертый-пятую пятую. Обобщаем, что получилось
1 -Жизнь
2- длинная, счастливая
3- мчится, идёт, бежит
4 -Жизнь дана на добрые дела
5- путь
3. «Чужое слово».
Во второй и в третей строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
1 Заяц
2 быстрый, хищный
3 скачет, прячется, рычит
4 Заяц живет в лесу
5 Дикое животное
А чтобы составление синквейна было ещё увлекательней можно использовать пособия, такие как кубик, речецветик и волшебный мешочек
После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы. Самостоятельное составление синквейнов детьми. использованием наглядно-методического пособия.
Заключение
Подводя итог, стоит сказать, что при активном использование технологии синквейна, дети имеют значительные успехи в развитии речи, они учатся анализировать, делать определённые выводы и придумывать интересные рассказы, стихотворения.
В нашей беседе хотела сказать,
Что значит «Синквейн», как его применять?
В методике правило пяти строк,
И знать их желательно нам на зубок.
Вот в первой строке лишь слово одно:
О чем хочешь ты рассказать нам давно.
Вторая строка – прилагательных два
И сложного нет ничего здесь пока
А в третьей строке – глагола лишь три, Подумав, ты быстренько их назови.
В четвертой и фразу попробуй сказать.
И справившись с этим, иди к строчке пять. Подводим итог в строке номер пять
Синонимом первой она должна стать.
«Синквейн» - это просто,
с детьми поиграйте.
И речь детишек в игре развивайте.
Я благодарю вас за нашу совместную работу, надеюсь, что моя информация была интересна и полезна, и возможно вы заинтересуетесь этим методом, чтобы добиться желаемых результатов в своей работе. Спасибо за внимание!