Папки-передвижки

Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Наталья Красоткина
Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».

Жан Жак Руссо

Актуальность: это не читать

В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаё т много вопросов:

• Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?

• Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?

• Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Публикация «Использование технологии „Синквейн“ в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• Как научить детей активно использовать словарный запас в речи, научить «правильно и красиво» говорить, привлечь детское внимание к занятиям словотворчеством?

Цель моего доклада познакомить с инновационной технологией «Синквейн» для дальнейшего применения данной технологии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности работы с детьми по речевому развитию;

• Дать рекомендации педагогам по составлению синквейнов.

• Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.

• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

• Вызвать от совместного общения положительные эмоции.

• Введение

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, воспринимает красоту окружающего мира, и может рассказать об уведенном, передавая ощущения и чувства.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь, как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной задачей. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи, мыслительные функции.

И одним из эффективных интересных технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Что же такое синквейн?

«Синквейн» - слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк»». Это стихотворения без рифмы, в которых обобщена информация по изученной теме.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся. В России технологию синквейн используют с 1997 года.

Возвращаясь к определению Синквейна, можно сказать о его функциях: эта технология позволяет

• пополнять знания детей по лексическим темам;

• обогащать пассивный и активный словарный запас;

• совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;

развивать ассоциативное мышление и образную память;

• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

А так же это технология имеет некоторые преимущества:

• во-первых, она рассчитана на большую детскую аудиторию, и может быть полезна как дошкольникам с речевыми нарушениями, так и с нормальным психофизическим развитием;

• во-вторых, помогает в коррекции всех сторон речевого недоразвития.

• в-третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность. Этот метод научит также анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и что самое главное, эта технология способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего обучения в школе.

Этапы не читаю

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.

И первый этап это Подготовительный. Дети знакомятся с понятиями: слова-предметы, слова-признаки, слова- действия, предложения. При работе над синквейном используются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность.

Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие» мы готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия, признаки предметов, изображать их графически. Проводится работа по формированию различных видов простых нераспространенных, распространенных, а затем и сложных предложений.

Для помощи детям в обогащении и активизации словаря по словам предметам, признакам и действиям можно использовать такие формы образовательной деятельности, как:

Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).

Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и другие.

Игры малой подвижности («Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие (на слайд)

Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря, составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дидактический синквейн составляется в конце лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

У этой технологии есть свой алгоритм составления, сейчас мы его с вами рассмотрим, обратите внимание на слайд

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи — это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что? Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи — это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи — это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает?

Четвертая строка — это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно это существительное.

Для детей алгоритм похож на ёлочку. (слайд, а также есть ещё несколько вариантов составления алгоритмов синквейна. (слай)

Детям разрешается необязательное соблюдение правила синквейна : так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех, а может даже из пяти слов; в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

В технологии «Синквейн» выделяют несколько вариантов составления (слайд)

• по предметной картинке,

• по прочитанной сказке,

синквейн-загадка

• по обобщающему слову

• составление рассказа по готовому синквейну

Варианты синквейна :

1. По предметной картинке:

1-«Дождь»

2-Грибной, летний.

3-Льёт, капает, стучит.

4-Я люблю гулять под дождём.

5-Лужи, вода.

2. Синквейн по сказке «Кот, петух и лиса»

1 - «Лиса»

2- Рыжая, хитрая.

3- Обманула, выманила, обхитрила.

4- Лиса обманула петуха.

5- Обманщица4.

3. Синквейн-загадка

Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

1? (Ёж)

2 Серый, колючий.

3 Фыркает, спит, сворачивается.

4 Мне нравится этот зверёк.

5 Лес

4. Составление рассказа по готовому синквейну (Педагог зачитывает готовый синквейн)

1 – заяц

2 – белый, пушистый

3 – прячется, боится, убегает

4 – мне жалко зайца

5 – дикое животное

В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц.

Заяц боится волка и лису, увидев их, он прячется.

Мне жалко зайчонка.

Зимой в лесу диким животным жить трудно.

Чтобы составление синквейна было интересным и завлекающим, в работе используется игровой метод. Он помогает детям составлять более качественные тексты, даёт возможность мыслить шире, слышать и слушать своих товарищей по группе. Это также развивает среди детей коллективизм и коммуникативные способности.

1.«Нарисуй предмет-отгадку».

Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

1? (машина)

2 быстрая, мощная

3 едет, обгоняет, тормозит

4 Я люблю кататься по городу

5 Транспорт

2. «Один начинает, другой продолжает».

Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью строку, Третий –четвертую строку и четвертый-пятую пятую. Обобщаем, что получилось

1 -Жизнь

2- длинная, счастливая

3- мчится, идёт, бежит

4 -Жизнь дана на добрые дела

5- путь

3. «Чужое слово».

Во второй и в третей строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

1 Заяц

2 быстрый, хищный

3 скачет, прячется, рычит

4 Заяц живет в лесу

5 Дикое животное

А чтобы составление синквейна было ещё увлекательней можно использовать пособия, такие как кубик, речецветик и волшебный мешочек

После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы. Самостоятельное составление синквейнов детьми. использованием наглядно-методического пособия.

Заключение

Подводя итог, стоит сказать, что при активном использование технологии синквейна, дети имеют значительные успехи в развитии речи, они учатся анализировать, делать определённые выводы и придумывать интересные рассказы, стихотворения.

В нашей беседе хотела сказать,

Что значит «Синквейн», как его применять?

В методике правило пяти строк,

И знать их желательно нам на зубок.

Вот в первой строке лишь слово одно:

О чем хочешь ты рассказать нам давно.

Вторая строка – прилагательных два

И сложного нет ничего здесь пока

А в третьей строке – глагола лишь три, Подумав, ты быстренько их назови.

В четвертой и фразу попробуй сказать.

И справившись с этим, иди к строчке пять. Подводим итог в строке номер пять

Синонимом первой она должна стать.

«Синквейн» - это просто,

с детьми поиграйте.

И речь детишек в игре развивайте.

Я благодарю вас за нашу совместную работу, надеюсь, что моя информация была интересна и полезна, и возможно вы заинтересуетесь этим методом, чтобы добиться желаемых результатов в своей работе. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 10:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Красоткина (УИ 3182317) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД