Ольга Годованая
Использование технологий обучения детей в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской области.
Методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений. Решение задачи совершенствования традиционных методов воспитания дошкольников и поиск новых подходов к организации образовательной деятельности, требует от педагогов определения иных технологий использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе, способствующих всестороннему развитию ребёнка.
Публикация «Использование технологий обучения детей в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
На сегодняшний день те преобразования, которые происходят в обществе, ставят перед дошкольным образованием задачу совершенствования традиционных методов воспитания детей дошкольного возраста и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. В законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Уникальным средством в решении этой задачи является театрализованная деятельность. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театральной деятельности. Возникает противоречие: с одной стороны признание наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребёнка; с другой стороны – дефицит театрального искусства в жизни детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Что такое технология? Это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Вот основные требования (критерии, предъявляемые к педагогической технологии:
-концептуальность (психолого-педагогические идеи, которые заложены в фундамент технологии);
-системность;
-управляемость;
-воспроизводимость.
Всем этим вышеперечисленным требованиям соответствуют театрально-игровые технологии, в теоретическую основу которых легли педагогические идеи одной из основательниц театрального искусства Н. И. Сац (идея воспитывающего обучения являлась ключевой проблемой её педагогической теории). Ещё одним фундаментом являются идеи выдающегося психолога Л. С. Выготского, который отмечал, что основной закон детского творчества заключается в том, что дети создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей и условий функционирования дошкольного учреждения – главная цель использования театрально-игровой технологии.
Идея взаимодействия взрослого и ребёнка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника и формируются все стороны его личности, положена в основу театрально-игровых технологий. Средства, с помощью которых осуществляется это взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Именно театрализованная деятельность и обладает потенциальными возможностями овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, но при условии определённой технологии организации театрализованной деятельности взрослым.
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают в качестве средства побуждения ребёнка к деятельности: в форме игровой задачи ставится дидактическая цель; учебный материал используется в качестве её средства; игровой результат связывается с успешным выполнением дидактического задания.
При организации театрально-игровой технологии, руководство педагога должно соответствовать следующим требованиям:
- выбор игры (зависит от воспитательных задач и одновременно выступает средством удовлетворения интересов и потребностей детей);
- предложение игры (при создании игровой проблемы предлагаются различные игровые задачи);
- объяснение игры (проводится кратко, чётко и только после возникновения интереса детей к этой игре);
- игровое оборудование (должно соответствовать содержанию игры и всем требованиям предметной игровой среды по ФГОС);
- организация игрового коллектива (игровые задачи формулируются так, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения);
- развитие игровой ситуации (отсутствие принуждения вовлечения детей в игру, поддержание игровой атмосферы, наличие игровой динамики и т. д.);
- окончание игры (анализ должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни).
Главным признаком педагогической игры в игровой технологии является чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание к личности ребёнка, к его музыкально-театральным интересам, а также к его дальнейшему развитию.
Воспитание стремления людей к здоровому образу жизни - одна из главных задач современного общества. Причём начинать этот процесс нужно как можно раньше- с самого рождения человека, ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, является первоочередной задачей государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии - это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, повышение уровня физического, психологического и социального здоровья детей, овладение навыками самооздоровления. Сформировать необходимые умения и навыки, воспитать привычку к здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни - цель здоровьесберегающихтехнологий.
Важнейшим средством воспитания дошкольников является игра, которая является связующим звеном между детьми. Каждый вид игр помогает в развитии ребёнка как здорового человека, так и здоровой личности. В дошкольном возрасте часто встречаются дети с недоразвитием речи. Как реакция на речевую недостаточность, у детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённость, обидчивость. Упражнения, построенные на движениях артикуляционного аппарата, контролируют мышление, речь, поведение. В процессе игр, движения языка и губ становятся наиболее точными, дыхательные упражнения делают естественным глубокое и медленное дыхание, регулярным на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объёма лёгких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Чтобы движение доставляло удовольствие и зрителю, и исполнителю, дети учатся владеть своим телом: напрягать и расслаблять свои мышцы, свободно и непроизвольно пользоваться движением рук, кистей, пальцев. Перед игрой дети ищут и закрепляют выразительные приёмы создания игрового образа: находят выразительные средства в мимике, жестах и интонациях, движениях; учатся строить диалог с партнёром. Всё это развивает у дошкольников зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, мышление, фантазию к сценическому искусству. Выполнение игровых ситуаций помогает усовершенствовать речевой аппарат ребёнка, лучше овладеть своим телом. Дети становятся более раскрепощёнными и общительными.
Взаимосвязь здоровьесберегающих технологий с театрализованной деятельностью способствует развитию у детей не только художественных способностей, межличностных взаимодействий, творчества в любой области, но и психических и физических качеств, закреплению знаний о поведении в той или иной жизненной ситуации, формируют привычку к здоровому образу жизни.
В настоящее время педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми, всё больше используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, способствующие развитию творческих способностей дошкольников. Являясь в первую очередь современными наглядными средствами бучения, они обладают богатейшими возможностями предоставления информации на компьютере, что позволяет изменять и обогащать содержание образования. В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ не только обогащают ребёнка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности и, что очень актуально в дошкольном детстве, учат детей самостоятельно приобретать новые знания.
Специфические особенности информационных технологий могут позволить оценить их роль и в развитии творческих способностей детей в театрализованной деятельности, так как:
- дополняют содержание и методику работы по театрализованной деятельности, увеличивают возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников (особенно в тех случаях, когда в реальной ситуации это невозможно или затруднительно (демонстрация игры актёров, выразительных приёмов передачи особенностей роли);
- уровень наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причём наглядность более высокого уровня, т. к. она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.
Театрализованная деятельность, с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что, в итоге, способствует повышению уровня развития творческих способностей детей.
В содержание театрализованной деятельности с использованием ИКТ входит:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика,на развитие детской пластики, выразительной мимики, элементы искусства пантомимы, этюды;
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Таким образом мы видим, что ИКТ прочно входят во все сферы жизни человека, а также в воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений. Повышение эффективности образовательного процесса, развитие у детей устойчивого познавательного интереса к процессу обучения, создание положительной эмоциональной обстановки – все эти задачи помогают решить информационно-коммуникативные технологии. Но каким бы положительным и огромным потенциалом они не обладали, заменить живое общение педагога с ребёнком они не могут и не должны. И задача педагогов заключается в создании системы и методики использования технологий, которые только будут способствовать всестороннему развитию ребёнка.