Беседина Галина Михайловна
Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в развитии познавательно-речевой активности у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является важнейшей задачей логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Публикация «Использование ТРИЗ-технологии „Круги Луллия“ в развитии познавательно-речевой активности у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Современные технологии развития связной речи позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; при этом учитываются и используются закономерности развития. Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, а именно кольца Луллия. Кольца Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий.
Использование кругов Луллия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, позволяет развить сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, даёт возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильное восприятия, внимание, развить творческие способности детей, умение находить своё решение в проблемной ситуации.
Цель: Познакомить детей с новыми технологиями и формами работы по развитию речевой активности, логического мышления через использование кругов Луллия.
Пособие позволяет решать следующие задачи:
• развитие познавательной активности;
• развитие представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
• формирование элементарных математических представлений;
• обогащение активного и пассивного словаря;
• развитие связной речи;
• развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.
Пособие «Кольца Луллия» используем в работе с детьми 6-7 лет на занятиях, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей).
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Кольца надеваются на стержень, сверху закрепляются стрелки. Подходы к подбору изображений могут быть разными
Технологическая цепочка проведения игры:
1 На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
2 Ставится задача.
3 Дети круги раскручивают, выбирают правильный ответ,ставят это изображения под стрелками, называют их.
При составлении методических рекомендаций использовались такие общие принципы обучения, как:
-системность и последовательность;
-применение игровых моментов;
-концентричность при изучении материала;
-активное использование наглядного материала.
Простота конструкции позволила мне самостоятельно изготовить и применить ее в детском саду. «Круги Луллия» можно использовать в разных образовательных областях. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры
В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.
Рассмотрим некоторые варианты использования «Кругов Луллия»
Артикуляционная гимнастика; "Гласные звуки"; "Согласные звуки"; "Пословицы и поговорки"; Чистоговорки"; "Знаки ПДД"; "Размен денег"; Диски "Круги Луллия-классификация 7 игр в 1"; "Состав числа"; "Сложение и вычитание"; диски "Насекомые-стадия развития"; "Времена года".
В нашем детском саду круги Луллия используют не только для развития речи, но и для развития воображения, а также в качестве пособия для ознакомления с окружающим миром, математике и др. Наблюдая за детьми все чаще можно увидеть, такие проблемы как: неумение согласовывать слова, малый словарный запас, рассеянная внимательность, нарушение произношения.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т. д., на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. п.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.
Таким образом, считаю, что кольца Луллия можно эффективно использовать как средство развития речевой деятельности у дошкольников. Применение многофункциональной дидактической «Круги Луллия» помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, а также вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности. Мы активно осваиваем данную технологию, детям она очень нравится и Вам в вашей работе, мы ее тоже рекомендуем.