Людмила Козлитина
Использование ТРИЗ-технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Технология ТРИЗ – как средство формирования личности ребенка
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Публикация «Использование ТРИЗ-технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Технология ТРИЗ - это популярное педагогическое направление, цель которого - развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Главное – не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Кредо тризовцев : каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
2. Этапы обучения решению изобретательских задач
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
1. На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
2. Следующий этап — это «тайна двойного» или выявление противо-речий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо; что-то вредно; что-то мешает, а что-то нужно.
3. Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
4. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
5. Следующий этап работы по технологии ТРИЗ — это решение ска-зочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает; ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
3. Методы и приемы технологии ТРИЗ
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
- Метод «Мозговой штурм» (МШ) :
Задачи:
• Развивать коммуникативные способности детей : умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т. п.
• Развивать у детей способность к анализу.
• Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.
• Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.
- Метод каталога.
Цель: Обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словаря, развитие фантазирования.
Например: выбирается объект (игрушка или картинка, задаё тся цепочка вопросов:
- О ком сочиняем сказку?
- Он добрый или злой герой?
- Какое добро (зло) он делал?
- С кем он дружил?
- Кто им мешал, каким образом?
- Как добрый герой боролся со злом?
- Чем всё закончилось?
Предполагаемый ход действия сказки.
- Жил – был?
- И был он какой?
- Умел делать что?
- Делал он это, потому что…
- Но в это время жила – была…
- Она была…
- Однажды между ними случилось…
- Им помогла…
- Сделала она это, чтобы…и т. д.
- Метод фокальных объектов.
Цель: перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой, установление ассоциативных с различными случайными объектами.
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту, находящемуся в фокусе, в центре внимания, "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
Данный метод позволяет ставить следующие задачи:
– придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;
– познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;
– составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
– проанализировать художественное произведение или картину.
В рамках методов фокальных объектов можно проводить различные занятия с детьми в разных возрастных группах детского сада.
Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).
Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении). Знакомить с этим методом детей рекомендуется со среднего возраста. С помощью этого метода дети составлять схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами могут стать этими человечками.
-Метод «Мышление по аналогии».
Аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам. Рассмотрим этот метод в игре «Теремок». Каждый участник получает карточку и
играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка. Следующие игроки по очереди подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки).
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать
их. Например, и гитара и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь, правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
-Типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Главная их цель состоит в развитии воображения дошкольников. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов : увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, динамика – статика, наоборот.
Эти приемы фантазирования способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязи и умения при известных способах действия предлагать новые, неизвестные.
Приемы типового фантазирования хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию:
а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени (замедление – ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
д) динамика – статика ( оживление неживых объектов и наоборот: Буратино – живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т. д.).
Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
Приемы типового фантазирования удачно используются для :
– «очеловечивания» предметов и явлений;
– изменения сюжета сказки;
– изменения эпизода сказки;
– изменения конца сказки.
- Метод противоречия (проблемные ситуации)
Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо –плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений: «Мороз -это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз –это плохо, потому –что руки мерзнут, нельзя долго гулять» и т. д.
Можно поделить детей на группы – одна говорит, что хорошо, а вторая –что плохо. В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. Например:
- Волк злой, а лиса хитрая (повадки,
- Волк серый, а лиса рыжая (внешность,
- Олень большой, а заяц маленький (размер) и т. д.
В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. Например, «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим».
- Метод Интеллект - карт — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации и техника интеллектуальных карт помогает организовать и упорядочить и структурировать информацию об окружающем мире, которую ему предстоит усвоить. А также лучше воспринять, запомнить её
Создание условий для овладения детьми технологией заполнения интеллект- карты
• Развитие умения визуализировать и устанавливать причинно-следственные связи между окружающими предметами;
• Воспитание у детей навыка совместной деятельности.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
• Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
• При составлении карт необходимо соблюдение определё нных правил:
-В центре листа – основная идея;
-Толстые ветви – от 3 до 7;
-Использование цветных карандашей или фломастеров;
-Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
-Каждая мысль обводится.
- Технология «Круги Луллия»
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Данная методика позволяет решать такие задачи, как:
- развитие познавательной активности, мелкой моторики и координации движений рук.
- формирование элементарных математических представлений;
- совершенствование грамматического строя речи, обогащение активного и пассивного словаря, развитие связной речи;
- развитие внимания детей;
- развитие навыков воображения.
Круги Луллия бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Технология работы с кругами заключается в том, что на всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты; Ставится задача;Круги раскручиваются, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. Т. е. ребенок объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор: Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. Уточнение имеющихся знаний в определенных областях;
2) Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества.
Методические рекомендации при использовании этого метода
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
При проведении игры дети должны быть свободны в своих высказываниях, а взрослые — приветствовать самые неожиданные предложения детей.
Результаты этих игр можно заметить сразу. В ответах детей Вы увидите постепенный переход от односложных предложений к развернутым текстам, в которых ребенок сам произносит имена признаков, самостоятельно создает воображаемые ситуации, с удовольствием формулирует и решает проблемы. В этом заключается главный результат использования кругов Луллия.
- Метод синектики (усовершенствованный мозговой штурм)
Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика. Это так называемый метод аналогий. Синектика (греч.) – объединение разнородных элементов.
1. Личностная аналогия (эмпатия).
Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Примерные варианты заданий:
– изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
– представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т. д. ;
– «А что, если ты превратился в кустик? О чем шепчутся твои листочки?»;
«Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?»
2. Прямая аналогия.
Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений. Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи.
На свете все похоже:
Змея – на ремешок из кожи;
Луна – на круглый глаз огромный;
Журавль – на тощий кран подъемный.
Вертолет – аналогия стрекозы.
Подводная лодка – аналогия рыбы
Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.
Различают несколько видов аналогий.
Компонентная (структурная) аналогия по сходству элементов, составляющих объект. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры.
Снег — одеяло, вата — облако, тополиный пух — мука, пена — сладкая вата.
Функциональная аналогия. Надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект, что он делает? Затем в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Искать следует в противоположных областях.
Техника — природа: машина — лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ветру. Ветер — пылесос, вентилятор, движение.
Аналогия по форме, когда рассматриваемые предметы похожи по внешнему виду.
Сосулька — карандаш, нож, ручка, нос; фонарный столб — жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищущая цыплят.
Аналогия по цвету.
Солнце — одуванчик, лампа, лимон, лиса. Зеленый лист — огурец, виноград, танк, машина, ель.
Аналогия по ситуации или по различным положениям и состояниям явления или предмета.
Тихий час — утро в лесу, закат, затишье перед бурей. Умывание — весенний водопад, паводок.
Аналогия по свойствам, требующим ответа на вопрос: Какой?
Шарик (какой) резиновый — соска, калоша, купальная шапочка; упругий — мяч, зонт, ветер, жвачка, струя.
Комплексная аналогия при рассматривании одного объекта. Например, обсуждается объект дверь.
По форме: плитка шоколада, картина, фантик.
По функции: веки, рот, крыша, зонт, чемодан.
По свойствам: деревянная — сундук, шкаф, ветка; крашеная — веки, ногти, обложка; легкая — бабочка, лепесток; скрипучая — дерево, стул.
По цвету: облако, снег, вата, мороженое.
3. Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы
Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых, пришельцев из других миров для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации.
Когда удается найти фантастическое решение задачи, необходимо понять, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Дети будут высказывать неожиданные идеи, если предложить им описать, как они представляют себе сказочные детский сад, занятие, прогулку, праздник, обед, выходной, игру и т. п. В таких рассказах дети интуитивно выражают свои потаенные мысли и желания.
Обучение новому делу или закрепление навыков проходит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнования, кто дальше прыгнет».
- Метод Робинзона
Цель: Выделение ресурсов объекта, создание фантастической ситуации. Ребёнок оказался на необитаемом острове, заблудился в лесу, уплыл на плоту без весла… Вопрос. Как спасти себя или друга?
- Метод «Золотая рыбка»
Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий:
• старик забросил невод и вытащил рыбку — реальная ситуация;
• поймал говорящую Золотую Рыбку — нереально, поскольку аквариумные рыбки в море не живут.
Гипотеза: на палубе судна, совершающего кругосветное плавание, разбился аквариум, и золотая рыбка попала в море. Таким образом, гипотеза помогает перешагнуть из сказочной, фантастической ситуации в реальную.
Типовые приёмы фантазирования — освоиться в мире фантазии ребёнку помогают шестеро верных друзей-волшебников, которым под силу взрослого превратить в малыша, камень преобразовать в человека или животное, отправиться в путешествие на машине времени, соединить осколки разбитой вазы.
- Метод «Да-нетка»
Метод реализуется в форме игры "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или растительного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".
Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: – это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
Таким образом, система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников. В результате занятий с применением технологий ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных способностей. Качественный и увлекательный процесс обучения дошкольников обеспечивает система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.