МААМ-картинки

Использование элементов детской йоги на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога с детьми ОВЗ (йога-терапия)

Елена Печкурова
Использование элементов детской йоги на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога с детьми ОВЗ (йога-терапия)

Использование элементов детской йоги на коррекционно – развивающих занятиях педагога – психолога с детьми ОВЗ (йога - терапия).

Подготовила:

Педагог – психолог

Печкурова Е. А.

Г. о. Тольятти

Развитие детей с ОВЗ является сложной и трудоемкой коррекционной работой, которая включает в себя не только развитие речи, но и оздоровительные мероприятия, развитие мыслительных и психических процессов. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ необходимо находить и адаптировать новые подходы к активизации речемыслительной и здоровьесберегающей деятельности. Учитывая, что ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра, нужно выбрать такое направление в системе коррекционно – развивающих занятий, которое удовлетворило бы и потребность в движении, и в оздоровлении, и в творчестве.

Публикация «Использование элементов детской йоги на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога с детьми ОВЗ (йога-терапия)» размещена в разделах

Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в данных направлениях. Она актуальна при работе с детьми с гиперактивностью, беспокойством, стрессами, нарушением питания, тревожностью, слаборазвитостью мышц ног и рук, спины, агрессивностью.

Несмотря на то, что этот вид физической активности может быть больше использован как самостоятельное направление на занятиях физвоспитания, некоторые элементы применимы на занятиях педагога – психолога, в частности как элементы релаксации и концентрации внимания на материале. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнований. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир. Занятия йогой с детьми, как правило, проходят в игровой форме. Элементы можно подбирать по тематике занятия, сами асаны и выполнение – от простого к сложному.

Практически все педагоги могут использовать элементы йоги на своих занятиях (физинструкторы, музыкальные руководители, учителя – логопеды, дефектологи) :

• Медитация и дыхание (обучение детей техникам медитации и дыхательным упражнениям).

• Мантры (пропевание звуков и звукосочетаний).

• Разминка (обучение техникам самомассажа, массаж, суставной гимнастики, техникам глазодвигательных упражнений).

• Мудры (упражнения для кистей рук).

• Асаны (удобные оздоровительные положения тела).

• Шавасана (релаксация, перерзагрузка).

Результативность при использовании йога-терапии :

- установление психологического комфорта в коллективе,

- умение детей осознанно работать с телом,

- формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в деятельности; чувства доброты, сострадания умение радоваться за успехи товарища; коммуникативных навыков).

Упражнение на дыхание (медитативное) :

Принято считать, что медитация требует особенной взрослой самодисциплины и концентрации внимания. На самом деле эту технику можно использовать в любом возрасте. Для начинающих основа медитации — это дыхание. Выполнение нестандартных упражнений на дыхание приводит детей в неописуемый восторг. Это даёт им умиротворение, ощущение простора, внутренней силы и помогает сосредоточиться. Это очень мощная практика работы со стрессом, тревогой и страхом.

Комплекс дыхательных упражнений на глубокое расслабление укрепляет нервную систему, улучшает общее состояние, развивает концентрацию внимания и другие ВПФ.

Итак, упражнение для развития правильного глубокого диафрагмального дыхания «Воздушный шарик» :

Выполняется лёжа, сидя или стоя:

• Удобно сядьте. Закройте глаза

• Сделайте медленный глубокий вдох заполняя живот воздухом, как будто вы пытаетесь надуть большой воздушный шар. Старайтесь надуть живот так сильно, насколько это вам возможно.

• Медленно выдох через нос.

Следует напоминать ребенку расслаблять все тело при каждом выдохе. Можно при выдохе издавать тихое «ш-ш-ш» или «с-с-с», тем самым дополнительно автоматизируя нужный изолированный звук.

Для гиперактивных дошкольников подойдет более динамичный вариант:

Всё тоже, но добавляем движения:

- раскиньте руки в стороны и над головой, представляя, как этот шар растет внутри живота. А теперь я лопну ваш шарик. Когда услышите хлопок, резко выдыхайте через нос и падайте на коврик.

Упражнение для разминки

Полезен детям самомассаж: лица, головы, языка, шеи, рук, ног и других частей тела. Самомассаж - это ещё и одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Упражнения можно проводить с использованием нетрадиционных материалов: грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и массажеры, Су Джок и других предметов.

Например, «Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга с ребристым карандашом в руках.

Мы как древние индейцы добываем огонек:

Вот ладошки разотрем

Будет нам тепло с огнем.

Или Су Джок – колючий шарик:

Вот колючий шарик-ёжик

Он без ручек и без ножек

Шарик твердый и упругий

Он катается по кругу

Такие упражнения можно использовать как для кистей рук, так и для стоп.

Можно предложить детям выполнить массаж в парах или цепочкой, или встав друг за другом. Такие коммуникации детям особенно нравится.

Упражнения на релаксацию (Шавассана)

Хорошо отдохнуть под приятную музыку в «Шавасане» – это поза лежа на спине, раскинув руки, ноги, максимально расслабив всё тело. Шавасана позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, а это является главным условием для естественной речи.

Примечание: естественно, для занятий выбирается комната с ковровым покрытием, либо с персональными ковриками (сенсорная комната, физзал). Необходимо знать неврологический статус ребенка (есть противопоказания к выполнению, ознакомиться с медкартой или проконсультироваться у медсестры ДОУ)

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.

Планы-конспекты развивающих занятий для детей первой младшей группы педагога-психолога на апрель 1 неделя апреля Занятие № 24 «Медвежонок» Задачи: - сплочение группы, развитие эмпатии; - снятие эмоционального и мышечного напряжения,.

Планы-конспекты развивающих занятий педагога-психолога с детьми 2–3 лет на февраль 1 неделя февраля Занятие № 1 «Мыльные пузыри» Задачи: - снятие эмоционального напряжения и агрессии - снижение импульсивности, повышенной.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов детской йоги на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога с детьми ОВЗ (йога-терапия)
Опубликовано: 2 марта 2022 в 14:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД