Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Елена Тузаева Краснова
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кулаковский детский сад "Солнышко"

Консультация для педагогов

на тему:

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Подготовила:

Краснова Е. З.

муз. руководитель

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже с рождения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течении дня.

Чтобы сохранить и укрепить здоровье наших детей наше ДОУ выбрало физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением. Педагоги, в том числе и музыкальный руководитель, общими усилиями решают задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения,дыхания.

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий – индивидальные, по подгуппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

ЦЕЛЬ внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Из цели вытекает ряд задач:

1. Систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки,

2. В начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить)

3. Внедрять элементы здоровьесбережения во время танцев и игр и драматизаций.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

• Песенки-распевки;

• Дыхательная гимнастика;

• Артикуляционная гимнастика;

• Игровой массаж;

• Пальчиковые игры;

• Ритмопластика;

• Музыкотерапия.

Песенки-распевки.

Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом итонировании определенных интервалов. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимют настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

"Здравтвуте, ребята"

Здравствуйте, ребята. (поет педагог)

Здравствуйте. (поют дети)

Как ваше настроенье? (поет педагог)

Очень хорошо. (дети)

Пора нам заниматься (педагог)

Да, да,да (дети)

Мы будем все стараться (педагог)

Также как всегда (дети)

Будем танцевать и песни распевать (дети)

Прошу ребята вас за мною повторять (педагог)

Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Например:

«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку — выдох (4 раза).

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И. П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

Дыхательное упражнение «Снежинка»

Большая снежинка держат снежинку на ладошке.

Лежит на ладошке.

На эту снежинку

Подуем немножко.

Подули тихонько – дуют потихоньку, чтобы снежинка

Снежинка лежит, не слетела с ладошки.

Подули сильнее – дуют сильно, чтобы снежинка

Снежинка летит. слетела с ладошки.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

«Фейерверк».

В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

" Трубочка"

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении до 5.

Игровой массаж. .

Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Например:

"Рельсы-рельсы"

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине ребрами ладоней).

Мы капусту трем, трем. (Гладят спину пальцами вверх-вниз).

Мы капусту солим, солим. («Бегают» пальчиками по спине).

Мы капусту жмем, жмем. («Жмут»).

Сок капустный пьем, пьем. (Гладят спину).

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием. Например:

«Паучок»

Паучок ходил по ветке (Одна из ручек – веточка. Ее вытягивают вперед, вторая – «паучок», который гуляет по ветке.)

А за ним ходили детки («Паучок бегает по предплечью, а за тем по плечу другой руки).

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполням стряхивающее движение «дождик»).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по коленям).

Солнце стало пригревать (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять, (Действия, как в первом куплете).

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. («Паучки» ползают по голове).

Ритмопластика.

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.

Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.

Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные.

К частным задачам можно отнести:

-повышение эмоционального настроя детей;

-формирование двигательной культуры;

-совершенствование чувства ритма и музыкальности.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Музыкатерапия.

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

1. И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".

2. И. С. Бах. "Шутка".

3. И. Брамс. "Вальс".

4. А. Вивальди "Времена года"

5. Й. Гайдн. "Серенада"

6. Д. Кабалевский "Клоуны"

7. Д. Кабалевский "Петя и волк"

8. В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"

9. В. А. Моцарт "Турецкое рондо"

10. И. Штраус "Полька "Трик-трак"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

О. Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель,2011-204с.

Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.

Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш).

Железнов С., Железнова Е. «Пальчиковые игры» (из серии «Музыкальные обучалочки», аудиопособие). М., издательство детских образовательных программ «Весть – ТДА», 2007.

Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Найди отличия
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 25 сентября 2021 в 17:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 октября. День родословной культуры

С древности многие народы хранят традицию помнить свою родословную до седьмого поколения. Праздник «День родословной культуры» — это хороший повод поговорить с детьми о семейных ценностях и вместе...

26 октября. День изонити на МААМ

Изонить, или нитяная графика, – это вышивание не по ткани, а по твёрдой основе. Особенностью этого творческого направления являются необычные переплетения и узоры, которые получаются в результате...


Горячие темочки