Логачева Ирина
Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Интерактивные формы. Обобщение опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Интерактивные формы. Обобщение опыта
Современные условия жизни ставят перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда, Интерактивные формы, Обобщение опыта» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В силу ряда экологических, биологических, социально-психологических причин, а также их сочетаний, в настоящее время в дошкольных учреждениях увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта, осложнёнными тяжёлыми нарушениями развития. Нарушения всё чаще носят множественный характер, затрагивая как психическую, так и физическую сферу. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время до 80% новорожденных рождаются незрелыми, свыше 86% имеют перенатальную патологию центральной нервной системы. За последнии годы число здоровых дошкольников уменьшилось в 5-7 раз, только 10-12% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Речевые нарушения являются одной из наиболее распространённых проблем психофизического развития детей дошкольного возраста. По статистике, 70-90% детей, посещающих ДОУ, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. Стёртая форма дизартрии, нередко даже полиморфная дислалия, сочетается с неврологической симптоматикой.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и нормализацию физического и психологического состояния ребёнка. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Коррекционная работа логопеда это ещё и лечебная педагогика. Поэтому, работая в детском саду на логопедической группе для детей с ОНР, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса.
2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников.
3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения.
4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье.
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные методы, но актуальным остаётся поиск эффективных приёмов коррекции сложных речевых дефектов, а также использование интерактивных форм, способствующих развитию более качественных компенсаторных возможностей детского организма. Это и было целью моего самообразования. На протяжении нескольких лет, старалась выявить эффективность применяемых мною приёмов при использовании здоровьесберегающих технологий и поделиться ими с коллегами.
Во время диагностики, при поступлении в логопедическую группу, дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неуклюжими, нарушается ритм, темп плавность, появляются синкенизии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движение пальчики, появляются гиперкинезы кистей рук.
На мой взгляд эти проблемы помогает решить комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластики».
Биоэнергопластика – это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь. Биоэнергопластика – фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.
Комплекс «Биоэнергопластика» разработан на основании методики А. Я. Ястребовой, О. Н. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи» в соответствии с лексическими темами.
Для достижения оптимальных результатов при коррекции звукопроизношения и речи в целом работа с детьми построена поэтапно, каждый из этапов решает индивидуальные задачи:
• Первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребёнка.
• Стимулирует интеллектуальную деятельность.
• Развивает координацию движений, мелкую и общую моторику.
• Развивает артикуляционный аппарат.
• Формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психическое развитие.
На первом этапе работаю по традиционной методике (знакомлю ребёнка со строением артикуляционного аппарата, основными артикуляционными упражнениями).
На втором этапе выполнение упражнений сопровождается движением ведущей руки. Исходное положение – сидя перед зеркалом. Ребёнок выполняет за логопедом и использует свою ведущую руку. Движения руки выполняются синхронно и точно с движением языка.
На третьем этапе выполнение упражнений сопровождается движением другой руки при тех же условиях их выполнения.
На четвёртом этапе – используются обе руки, условия те же.
На пятом этапе – используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. На данном этапе можно использовать песочную и водную терапию, когда движения рук выполняются в воде или в песке.
Комплекс артикуляционной гимнастики и биоэнергетики может быть подобран логопедом самостоятельно. Можно использовать ассоциативные связи. Например: упражнение «Футбол» - одна ладонь сжата в кулак (мяч, другая - ладонь (ворота). При движении языка вправо – кулак упирается в правую ладонь, при движении влево – кулак упирается в левую ладонь. Упражнение «Часики» - ладони рук поворачиваются с движением языка (маятник часов) и т. д.
Таким образом, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребёнка. В результате этого улучшается кровообращение, укрепляются мышцы лица и языка, развивается координация движений, мелкая и артикуляционная моторика. Данный вид работы можно отнести и к развитию межполушарного развития.
Следующей интерактивной формой коррекционного воздействия с применением здоровьесберегающих технологий считаю кинезиологические упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.
Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б. Г. Ананьев)
Данный вид упражнений направлен на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое. К кинезиологическим методам относятся упражнения «Ухо – нос», «Змейка», «Колечки», «Лезгинка», «Лягушка», «Кулак-ладонь-ребро», для детей постарше можно использовать более сложные упражнения: «Обведи контур» (обводить одновременно двумя руками несложные отличающиеся контуры, «Рисуем обеими руками» (левой рукой – квадрат, правой треугольник, «Симметричный рисунок» (рисование заданной фигуры одновременно правой и левой рукой в разных частях данного листочка, графические диктанты, которые развивают пространственные представления, умение управлять своим вниманием, выражать в речи пространственные характеристики предметов.
На этапе автоматизации звуков во фразовой речи, особенно в стихотворной, использую кинезиологическое упражнение «Кулак-ладонь-ребро» с включением массажных ковриков, различных аппликаторов и вибромассажоров. Ребёнок должен проговорить данную ему скороговорку, потешку, пословицу, стихотворение, чистоговорку нажимая ладошкой, кулаком, ребром ладони по массажному коврику и т. п., чередуя смену движений в определённом ритме.
При формировании грамматического строя речи и автоматизации поставленных звуков использую авторское пособие «Дорожка Здоровья». Данное пособие выполнено в виде дорожки (кусок ленолиума) с наклеенными на неё «ступнями ног». Каждая «ступня» содержит наполнитель: горох, фасоль, песок, мелкие камешки, мех, пуговицы, наждачная бумага. Ребёнку даё тся задание: «Наступай на дорожку и проговаривай…» Например, при автоматизации звука Р: Я найду мухомор. Ты найдёшь мухомор. Он найдёт мухомор. Она найдёт мухомор. Мы найдём мухомор. Вы найдёте мухомор. Они найдут мухомор.).
В процесс коррекционной работы обязательно включаю зрительную гимнастику. Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:
- развивают концентрацию внимания;
- обеспечивают межполушарное взаимодействие;
- развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;
- улучшает аккомодацию.
Интерактивной формой в данном виде работы являются однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, которые также развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергенизацию организма, «включают» структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения. На всех видах занятий использую упражнения : «Подвигаем глазами» (двигать глазами в четырёх направлениях по диагоналям, «Подвигаем глазами и подышим» (двигать глазами в четырёх направлениях и по диагонали). На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в одном из направлений, затем удержать взгляд в крайнем положении на фазе задержки дыхания. Возвратиться в исходное положение с пассивным выдохом, «Глазки» (двигать глазами в четырёх направлениях, одновременно выполнять движения языком: глаза и язык вправо – вдох, пауза, вернуться в исходное положение – выдох и т. д.)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. В качестве атрибутов я использую мелкие предметы, различные тренажёры, совмещая со словесными указаниями, с использованием стихотворений, потешек.
Можно совмещать глазодвигательные упражнения с движениями языка, с массажем кончиком пальцев (на пальчик надевается прищепка, при движении пальца в разных направлениях, следить глазами за прищепкой).
Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. При массаже (самомассаже) кистей и пальцев рук интерактивной формой является Су-Джок терапия. В её основе лежит система соответствия или подобия кистей и стоп всему организму в целом. Особое место отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», - соответственно, на тыльной стороне руки.
Массаж специальным шариком воздействует на пальцы, кисти рук, ладони. У ребёнка повышается тонус мышц, улучшается кровообращение. В современной логопедии собран достаточный стихотворный материал для данной работы.
Пружинные кольца надеваются на пальчики и прокатываются по ним, массируя каждый пальчик до его покраснения и появления тепла. Этот приём использую при проговаривании стихотворных текстов на автоматизацию звуков, формировании лексико-грамматических представлений.
В Китае распространены упражнения с металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоровляющим и тонизирующим организм эффектами. Регулярные упражнения с металлическими шарами «Инь-Ян» улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Работу с шарами можно использовать также при автоматизации звуков и формированию лексико-грамматических представлений. Все упражнения выполняются сначала в медленном темпе – одной рукой, затем - другой, а в завершении – двумя руками вместе. Логопеду следует следить за правильной постановкой кисти ребёнка и точностью переключения движений
Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие. Можно использовать стихотворные тексты в соответствии с изучаемой лексической темой.
Дыхательные упражнения, входящие в комплекс здоровьесберегающих технологий, играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщение организма кислородом;
- улучшение обменных процессов;
- нормализация психо-эмоционального состояния;
- повышение иммунитета.
Интерактивной формой в развитии дыхания и речи в целом, считаю использование в индивидуальной коррекционной работе компьютерной системы «Комфорт ЛОГО». Включение в индивидуальную работу с детьми дидактического и речевого материала режима «ЛОГО» из данной системы, способствует развитию и тренингу высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, внимания, усидчивости, целеустремлённости, силы воли, работоспособности. Система «Комфорт ЛОГО» позволяет восстановить и усилить эффективность механизмов внутри- и межсистемной синхронизации и саморегуляции сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и речеобразующей систем, необходимых для обеспечения нормальной деятельности дыхания, речи, поведения и функционального состояния организма, как в состоянии относительного покоя, так и в условиях стресса.
В коррекционной работе с детьми-логопатами, также считаю эффективными приёмами - гидротерапию, пескотерапию. Использование их на фронтальных и индивидуальных занятиях способствует оздоровлению всего организма в целом и коррекции имеющихся у детей нарушений речи.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребёнка возиться с песком определяет возможность использовать песочницу в своей работе и учителю логопеду. При корректно поставленных целях такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. Дети с нарушениями речи намного быстрее усваивают упражнения, отражённые на песке. Песок очень благоприятно воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Выполняя артикуляционные упражнения, можно одновременно выполнять движения пальчиками в песке.
При автоматизации изолированных звуков - произносить звуки и одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке. Например: при автоматизации звука Р – круги, спиральки на песке; С – насыпать горочку из песка; Ш – дорожка для змейки.
При автоматизации звуков в словах можно использовать игру «Секретик» (отыскивание в песке игрушек, рисовать на песке картинки с заданным звуком.
В подготовительной группе дети могут учиться составлять рассказы, на основе того, что они нарисовали на песке или пересказать рассказ или сказку с помощью песка и игрушек «малышек».
Использование гидротерапии в коррекционно-образовательном процессе так же даёт положительный эффект. Чаще всего занятия с водой использую в индивидуальной работе. Они способствуют снятию нервного напряжения у ребёнка, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, координацию движений, развивают межполушарное взаимодействие, формирует физиологическое и речевое дыхание.
Таким образом, использование в работе логопеда интерактивных форм здоровьесберегающих технологий, обеспечивает благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации.
Применение в работе интерактивных форм здоровьесберегающих технологий позволили осуществить индивидуальное, комплексное воздействие на все стороны развития и личность ребёнка с речевыми проблемами, снизить заболеваемость, улучшить физическое и психическое здоровье дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выгодская И. Г., Берковская Н. В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. М., 1999.
Ястребова А. Я, Лазаренко О. Н. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи». М., 2001.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учё том психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. М., 2001.
Сиротюк А. Л. нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М., 2010.
Вовк О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам. НПФ «Алматея». СПб., 2010.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб., 2002.
Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону, 2011.
Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.