Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми имеющими ОНР

Татьяна Данильченко
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми имеющими ОНР

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В. А.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия,

а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми имеющими ОНР» размещена в разделах

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название – здоровьесберегающие технологии.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия детей, педагогов, родителей

Задачи здоровье сбережения :

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, музыкой, живописью и другими видами деятельности.

Нашу логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи и с разной группой здоровья : с 1-ой 8человек, со 2-ой 8-человек, с 3-ей 3 человека. исходя из этого в своей работе с детьми используем личностно-ориентированный подход.

Проводимый ежегодно мониторинг состояния здоровья и речевой активности воспитанников показал, что на начало 2014-1015 учебного года

показатели фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, артикуляционной моторики, звуко - слоговой структуры слова и звукопроизношения далеки от высокого уровня, 35-40% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 80 % детей группы имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса и т. д.

На основании этих результатов нами была поставлена цель нашей работы по применению здоровьесберегающих технологий

в работе коррекционной группы:

оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

И решались следующие Задачи по здоровье сбережению

сохранение и укрепление здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности

создание адекватных условий для успешной коррекции речи детей

создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

В нашей логопедической группе «Трудолюбивые пчелки» созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

-организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

-построение образовательного процесса в виде модели культуры;

-организация культурного творчества дошкольников;

-оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Работа по здоровье сбережению в коррекционных группах практически не отличается от работы в простых группах, но существуют, конечно же, некоторые различия.

Весь образовательный процесс осуществляется комплексно, в течение всего дня и с активным участием узких специалистов ДОУ. Огромное помощь в нашей работе по здоровье сбережению оказывают родители. Сегодня возникла необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с ними, а это, в свою очередь, диктует новые формы и условия такого взаимодействия. Наша группа открыта для каждой семьи, и мы стараемся создать атмосферу общности интересов педагогов и родителей.

Для того, чтобы работа по здоровье сбережению протекала плодотворно и результативно в группе создана содержательно- насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная предметно - развивающей среды, которая способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей, а и полноценному развитию правильной и грамотной речи

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю коррекционной группы, логопеду, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи нам помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые используются в нашей работе и которые хотелось бы порекомендовать коллегам для использования в своей практике. (некоторые из них проводятся как индивидуально,так и по подгруппам, с участием узких специалистов)

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Стретчинг (растяжка мышц тела)– не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Су — Джок терапия. Стимуляция биологически-активных точек расположенных на кистях рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. (проводиться с учителя-логопеда)

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Гимнастика пальчиковая, развитие мелкой моторики рук - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуем использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Здесь необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Артикуляционная гимнастика. (метод бионерготерапии) –. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Релаксация проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, после определения интенсивности технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика бодрящая. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение

Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы.

Логоритмика- это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

(Проводится с участием логопеда и музыкального руководителя)

Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

Стопотерапия — это отличный способ укрепить детский иммунитет, раскрыв потайные резервы организма. Стимуляция стоп представляет собой комплекс несложных и полезных упражнений для всей семьи, но именно для малышей она играет особую роль, являясь хорошей профилактикой плоскостопия и других заболеваний опорно-двигательного аппарата

2. Технология обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика-проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурное занятие проводится 2 раза в неделю в спортивном зале (перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение) и одно - на улице. Длительность 25-30 мин.

Проблемно-игровые тренинги (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Занятия из серии «Уроки здоровья» - могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Коммуникативные игры – строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. Проводятся 1 - 2 раза в неделю по 30 минут. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам.

3. Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; праздники, дни рождения либо отдельные занятия. Проводятся 2 - 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Сказкотерапия – занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Психогимнастика - это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

Фонетическая ритмика- занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

Грамотное использование всех этих технологий помогло достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей группы. Главное назначение таких новых технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Критерием результативности нашей работы является снижение процента детей с проблемами нарушения речи и с простудными заболеваниями.

Регулярно проводимый мониторинг состояния здоровья и речевой активности воспитанников в этом направлении показывает положительную динамику. Так мониторинг обследования речи детей на конец 2014- 2015 уч год показал следующие результаты: показатели фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, артикуляционной моторики, звуко - слоговой структуры слова и звукопроизношения выросли в 3-4 раза, значительно снизился процент заболеваемости детей группы.

Таким образом, применение системы здоровье сберегающих технологий в работе коррекционных групп, способствует личностному, физическому интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Считаю, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Публикации по теме:

Cеминар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе – родитель. Кто, как не он, понимая.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога Здоровье - является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально - экономическое состояние.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми-логопатами Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Вода и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Их благотворное воздействие на организм человека.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУИспользование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ .

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» 1,2,3 слайды – Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Сариева Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Я инструктор по физической культуре и сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы. Тема: Использование здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми имеющими ОНР
Опубликовано: 9 апреля 2016 в 13:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД