Лучший педагог года

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Стрельникова Наталья
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

"Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Использование здоровьесберегающих технологий особенно актуально в работе с детьми ОВЗ.

Коррекционно-образовательная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога направлена на формирование и совершенствование речевой деятельности детей.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах

Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха и фонетически грамотной речи в целом, является фонетическая ритмика. Этот развлекательный вид деятельности обогащает и активизирует словарь дошкольников, воспитывает культуру речи, развивает память, мышление, воображение, стимулирует интерес детей и предупреждает усталость. Упражнения фонетической ритмики способствует формированию правильного дыхания, что особенно важно при коррекции звукопроизношения.

В процессе НОД по развитию речи целесообразно организовывать «фонетические минутки».

Начинать фонетическую ритмику следует с выполнения упражнений на дыхание, сочетающихся с речевым комментированием. Дыхательная гимнастика, с произнесением звуков на выдохе, рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок расслабляет мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.

Педагогу необходимо знать, что дыхательные упражнения должны выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: “согреть руки” (выдох со звуком х-х-хо, “остудить воду” (выдох со звуком ф-ф-фу). Можно при выдохе имитировать задувание свечи с произнесением гласных звуков и т. д. по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т. е. не прерывался для небольшого вдоха. Чем глубже будет вдох, тем полнее выдох. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание “понюхать цветок”. Во время вдоха голова должна

быть приподнята, шея выпрямлена. Если голова опущена и шея согнута, то верхние рёбра, а с ними и вся грудная клетка не будут приподниматься. Однако во время вдоха не следует поднимать плечи, т. к. при этом грудная клетка не расширяется.

Выполняя динамические дыхательные упражнения с детьми, имеющими нарушения речи, нужно помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подниманием их вверх; выдоху - упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.

Постепенно в упражнения по произнесению отдельных звуков на выдохе включается более сложный речевой материал, также произносимый на выдохе. Сначала слоги и слогосочетания с различными гласными переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполнялись при произнесении гласных звуков. Для тренировки удлинённого выдоха применяется приём наращивания слогов, составленных с одним из согласных п, т, м.

Например, во всех упражнениях на выдохе произносятся серии слогов: та, та-та, та-та-та, та-та-та-та.

Словарным материалом для фонетических упражнений могут служить различные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над артикуляцией определенных звуков, интонацией, развивать слуховое восприятие, чувство ритма, знакомят детей с русским фольклором.

При организации фонетической ритмики важно выполнять следующие условия :

1 до начала заучивания скороговорки, все звуки у детей должны быть хорошо отработаны;

2 педагог должен быть образцом четкой, выразительной речи.

Чтобы облегчить заучивание воспитатель может использовать различные приемы :

- описывающий, с опорой на картинки или наглядные пособия;

- ритмический жест (чтение стихов в заданном ритме - хлопки, отстукивания, с помощью музыкальных инструментов);

Текст можно повторять шепотом или кричать, говорить шепотом только согласные или гласные звуки. Можно использовать соревнование двух команд или участников: кто быстрее и четко произнесет скороговорку, игра «Эхо» (одна команда начинает тихо, другая заканчивает громко).

Можно использовать такую форму работы как диалог.

Например:

- Гуси, гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да-да-да!

Особенно эффективным будет диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Например:

На, на, на – стою у окна. За, за, за – вот идет коза.

Ня, ня, ня – я веду коня. Са, са, са – летит оса.

Некоторые стихотворения рекомендуется заучивать по ролям, разыгрывать сценки.

Фонетическая ритмика с использованием считалок и ритмостихов, развивая фонематический слух, выполняет и дополнительную функцию, вырабатывает ощущение ритма слова, фразы.

Особое значение в процессе обучения и развития дошкольников имеет работа по формированию мелкой моторики и общефизических способностей.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

Формирование речевых навыков и мелкой моторики пальцев находятся в прямой зависимости друг от друга. Именно поэтому особое место в структуре обучающих занятий в детском саду отводится пальчиковой гимнастике.

Но педагогу важно соблюдать основные рекомендации при ее организации:

- после каждого упражнения необходимо расслаблять кисти рук;

- нагрузку на пальцы давать с учетом возрастных и индивидуально-физиологических особенностей детей.

Виды пальчиковой гимнастики разнообразны: игры с мячом, кубиками, мозаика, занятия с конструктором, шнурование, лепка, рисование, дидактические игры «Готовим обед», «Я помогаю маме» (перебирание зерен гороха, фасоли, крупы).

Проводить пальчиковую гимнастику с детьми младшего возраста лучше всего индивидуально или по несколько человек. Необходимо помнить, что чем меньше ребёнок, тем темп более медленный, движения выполняются в ритм слова.

Начинать с простых движений: сжимать и разжимать кулачок, сложить пальцы в «замок», сгибать и разгибать пальцы по одному, вращать ими. Всем известны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».

Каждое упражнение воспитатель озвучивает стихотворением или сопровождает иллюстрацией. Например:

Имитировать игру на гармошке: Напряжение и расслабление пальцев:

- Я ладошки раздвигаю, -Дружно пальчики сгибаем,

- И на кнопки нажимаю! -Сильно кулачки сжимаем.

-Раз, два, три, четыре, пять-

- Начинаем разжимать!

Упражнения на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста усложняются.

К играм с пальчиками добавляются штриховка, раскрашивание, выкладывание орнамента или различных фигур, графические упражнения (для ориентировки на листе бумаги). Большое обучающее и развивающее значение имеет интегрированная НОД. Так, например, НОД по развитию речи могут проводиться совместно с рисованием, лепкой или конструированием, а также физической культурой.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Движения в любой форме, адекватные физическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время выполнения физических упражнений, у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.

Общеразвивающая гимнастика может быть использована всеми педагогами, как физкультминутка в ходе НОД в различной возрастной группе, или как самостоятельное весёлое развлечение.

Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает у дошкольников ритмическое чувство, координацию, речь, а также вызывает эмоциональный подъём. Выполнение физических упражнений с речевым сопровождением особенно благоприятно сказывается на становлении речевой функции у дошкольников. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

“Звучащие стихи” в развитии общей моторики имеют определенное значение.

Вот некоторые из подобных упражнений: дети имитируют действия животных, повторяя стихотворения.

Упражнение «Аист»

Белый аист не устанет

На одной ноге стоять,

Но когда весна настанет,

Он захочет полетать.

Крылья - паруса расправит,

Улетит под небеса,

Все его за это хвалят,

Вот такие чудеса.

Упражнение “Рак”.

Рак в воде речной живёт,

Ходит задом наперёд,

Кто его не знает,

Пусть не проверяет.

Упражнение “Кошечка”.

Киска Маркизка

Кланяется низко,

Лезет под забор,

За сметаной вор.

В качестве примера игровых упражнений на координацию движения и развитие речи предложены следующие комплексы.

Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков

Упражнение 1

Дифференциация звуков А, У

Стихотворный текст Объяснение движений

Мы в лес пойдём, Руки перед собой поднять вверх;

Детей позовё м: руки перед собой опустить вниз;

Ау, ау, ау! на А широко открыть напряжённые руки, вдох

У - вытянуть напряжённые руки вперёд, выдох

(выполнить 3 раза)

Мы в лес пойдём,

Грибов там наберём Движения повторить

Ау, ау, ау (тише, чтобы одновременно работать над силой голоса).

Игровые упражнения на этапе дифференциации звонких согласных

Упражнение 2

Дифференциация звуков Б, Д, Г

Стихотворный текст Объяснение движений

Я бегу, бегу, бегу

И ногами в бубен бью, Лёгкий бег на месте.

Одновременно двумя ногами удары по полу стопами.

Потом бубен Диме дам

И пойду на место сам. Лёгкий бег.

Ходьба на месте.

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации

свистящих звуков

Упражнение 3

Автоматизация звука С

Длинный выдох ребёнка, так чтобы щёки его не раздувались, рот был в полуулыбке, а язык по возможности прижимался к верхним зубам.

Стихотворный текст Объяснение движений

Я подую высоко, с-с-с-с. Руки поднять вверх ладонями вниз, ноги поставить на носки, подуть.

Я подую низко, с-с-с-с. Руки опустить вниз перед собой, ладонями вверх, подуть; ноги поставить на пятки.

Я подую далеко, с-с-с-с. Руки вытянуть перед собой ладонями вверх, наклон вперёд, подуть на ладони, ноги на носки.

Я подую близко, с-с-с-с. Руки положить на колени ладонями вверх и подуть на них, ноги на пятки.

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации сонорных звуков

Упражнение 4

Дифференциация звуков Л, Л`

Пилят пилы, пилят пилы Ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны туловища вперед, руки в «замок»

Целый день, целый день Наклоны в стороны. Руки на пояс.

Пилят пилы без умолку, Повторить наклоны вперед.

Пилят пилы дуб и ёлку. Вернуться в исходное положение.

Используемая литература :

1. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников»

С. - Петербург, 2005.

2. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика. - СПб., 2003.

3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб., 2003.

4. Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии»- Екатеринбург, 2000 г

5. Узорова О. В, Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»- Москва, 2003 г.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Опубликовано: 21 октября 2020 в 12:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД