Устич Наталья Ильинична
Презентация «История кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
В начале XIX в. единой формы у казаков не было. Черноморцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца.
К середине XIX в. форма становится единой. Как правило, это были черные либо темно-синие черкески с газырями — напатронниками, под черкеску одевался бешмет-рубашка, сшитая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка — верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были черные — парадные и серые — повседневные.
Публикация «Презентация „История кубанского казачества“» размещена в разделах
Во все времена женщины стремились одеваться модно. Казачки не были исключением.
Традиционный женский костюм — юбка и кофта - шился из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка — «спидныця». Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок закрывался «шлычкой», маленькой шапочкой, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки, черевики, сафьяновые сапожки.
Дом представлял собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин — 71 см.) и шириной от 8 до 10 аршин под двух- или четырехскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата». Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы и земли) либо строили турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома закапывали в землю сохи, которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину вперемешку с соломой забивали в плетень.
Через неделю делали вторую мазку — «под пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и «кизяк» (навоз). Была еще и четвертая мазка — «вихтюваина». Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью
Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы все водилось». Сволок — деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, — поднимался не голыми руками, а на полотенцах - «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями).
Есть ещё один способ постройки казачьей хаты. Сначала из глины и соломы формировали кирпичи (саман, а затем из него уже строили хату и дальше
Все заметные события жизни казаков были связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу, а благодарственным — встречали.
Хранителями обычаев выступали у казаков старики. В присутствии стариков не сидел даже атаман. К старшим обращались только на «Вы», Важную роль в казачьей семье играла бабушка: муж на службе, жена в поле, а все воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались уважением в семье.
Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру.
Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы они не жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.
Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами, и от волны свежего воздуха начинал колебаться огонёк лампады.
А закладка каждой новой станицы или хутора начиналась с постройки церкви или храма.
Рассказ о казачьем быте был бы неполным, если бы мы не коснулись устного народного творчества. Казаки создали много образцов устного творчества, многие из которых дошли до нас в трудах И. Д. Попко «Черноморские казаки в гражданском и военном быту» и Ф. А. Щербины «История Кубанского казачьего войска». Эти и другие работы этих авторов украшают фольклорные вставки: легенды, пословицы и т. д