Ольга Ларькина
Итоговое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению знаний по лексической теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
. I — подгр
Цели занятия :
1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме.
2) Уточнить названия перелетных птиц, внешние признаки, их строения.
3) Развитие мнемотехники: чтение мнемоквадратов при составление пересказов о перелетных
птицах.
4) Ориентировка на листе бумаге.
5) Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Публикация «Итоговое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению знаний по лексической теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
6) Формирование словообразования глаголов ( дифференциация глаголов с приставками: под, пере,
за, вы, от, у).
7) Закрепление навыка звукового анализа и синтеза, учить играть в речевые игры.
8) Развитие навыка связной речи, памяти, мышления и мелкой моторики.
9) Воспитание бережного отношение к природе и перелетным птицам
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций о перелетных птицах.
Беседа о бережном отношении к перелетным птицам нашего края.
Оборудование: наглядный материал по теме «Перелетные птицы»; картинки «Четвертый
лишний»; мнемосхемамы артикуляционной гимнастики «Окно», «Чашечка», «Конфетка», «Лесенка», «Качели»; мнемоквадраты для составление описательных рассказов о перелетных птицах; картинки
для каждого (скворечник со скворцом, для дифференциации глаголов); дыхательная тучка с
птичками (грач, зяблик, соловей).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Логопед : Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей.
Поздоровайтесь с ними.
- Давайте поиграем в игру «Назови ласково»
птенец - …птенчик, скворец - …скворушка,
перо - … перышко, утка - …уточка,
голова - … головушка, лебедь -…лебедушка,
соловей - …соловушка, цапля - …цапелька,
крыло - …крылышко, журавль – журавушка.
- С чем связаны все эти слова? Слова связаны с птицами.
2. Артикуляционная гимнастика.
Выполнение артикуляционной гимнастики по мнемосхемам.
Логопед показывает мнемосхемы, дети выполняют упражнения: «Окно», «Чашечка», «Конфетка», «Лесенка», «Качели».
- Для того чтобы лучше говорить, нужно подготовить язычок. Поиграем с язычком.
3. Дыхательная гимнастика «Тучка».
- Нужно подуть на тучку, чтобы к нам прилетели птички. Делаем вдох носом, а выдох делаем
плавный и долгий.
- Первая птичка – грач. Сколько слогов в слове? Один слог.
- Вторая птичка – зяблик. Сколько слогов в слове? Два слога.
- Третья птичка – соловей. Сколько слогов в слове? Три слога.
- Молодцы! Птички прилетели.
Логопед : Молодцы, садитесь на свои места.
II. Основная часть.
1. Беседа о перелетных птицах. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Логопед : - Ребята, поиграем в игру: «Отгадай слово».
Вывешивается картинка с перелетными птицами.
- Отгадай птицу, название которой начинается на звук [Г], а заканчивается на звук [Ч]. (Грач)
- Отгадай птицу, название которой начинается на звук [Л], а заканчивается на звук [А]. (Ласточка)
- Отгадай птицу, название которой начинается на звук [К], а заканчивается на звук [А]. (Кукушка)
- Отгадай птицу, название которой начинается на звук [С], а заканчивается на звук [Й]. (Соловей)
- Отгадай птицу, название которой начинается на звук [А], а заканчивается на звук [Т]. (Аист)
Логопед : - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (Принимает ответы детей)
Правильно, мы сегодня закрепим знания по теме «Перелетные птицы».
2. Сбор общих сведений о перелетных птицах.
- Каких еще перелетных птиц вы знаете? Ответы детей.
- Кто такие перелетные птицы? Это птицы улетающие зимой в теплые края.
- Почему они улетают? В поисках пищи и тепла.
- Как называют птиц, которые зимуют с нами? Зимующими птицами.
- Когда перелетные птицы улетают? Птицы улетают осенью.
- Назовите осенние месяцы? Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Когда перелетные птицы прилетают? Птицы прилетают весною.
- Назовите весенние месяцы? Весенние месяцы – март, апрель, май.
- Какую пользу приносят перелетные птицы? Перелетные птицы уничтожают «вредных»
насекомых.
3. Игра «Четвертый лишний».
Логопед предлагает четыре картинки птиц. Нужно выбрать одну «лишнюю» и правильно объяснить.
Соловей, скворец, синица, кукушка … – синица - лишняя, зимующая, остальные перелетные.
Грач, снегирь, ласточка, цапля … - снегирь - лишняя, зимующая, остальные перелетные.
Дрозд, лебедь, скворец, голубь … - голубь - лишняя, зимующая, остальные перелетные.
Воробей, журавль, аист, зяблик … - воробей - лишняя, зимующая, остальные перелетные.
Ш. Физкультминутка «Журавли». Давайте встанем, сделаем кружочек.
К нам из солнечной дали, Дети выполняют легкий бег по кругу, взмахивая Возвращались журавли, руками, как крыльями.
Будут птицы гнезда вить, Обхватывают все пальчики одной руки ладонью
второй и шевелят ими.
Журавлят своих растить. Выполняют упражнение «считаем пальчики».
Игра: «Один много» с мячом.
Логопед называет птицу в единственном числе, дети во множественном числе:
цапля - … цапли, утка - … утки,
соловей - … соловьи, скворец - … скворцы,
журавль - … журавли, лебедь - … лебеди,
грач - … грачи …
Сядем за столы и продолжим занятие.
IV. Игра «Куда полетел скворец».
У каждого на столах листочки со схемой скворечника и скворца в полете.
- В верхнем левом углу, куда летит скворец? Скворец подлетает к скворечнику.
- В верхнем правом углу, куда летит скворец? Скворец залетает к скворечник.
- В середине листа, куда летит скворец? Скворец перелетает через скворечник.
- В нижнем левом углу, куда летит скворец? Скворец вылетает из скворечника.
- В нижнем правом углу, куда летит скворец? Скворец улетает из скворечника.
V. Развитие навыка связной речи.
Составление описательного рассказа по мнемоквадратам о перелетных птицах.
Логопед предлагает по схемам составить рассказ о любимой птичке по плану:
1. Как называется птичка?
2. Перелетная или зимующая?
3. Большая или маленькая?
4. Назовите части тела, цвет и особенности.
5. Чем питается?
6. Где живет?
7. Водоплавающая или сухопутная?
VI. Подведение итогов занятия.
Логопед : - Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили?
(Мы говорили о перелетных птицах).
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы)
Спасибо за занятие.