Ольга Ларькина
Итоговое подгрупповое логопедическое занятие «Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме.
2) Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строения.
3) Учить детей отгадывать загадки о насекомых, играть в речевые игры.
4) Здоровьесберегающие игры: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика и др.
5) Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
6) Повторить предлоги (на, под, из, в, около, над).
Публикация «Итоговое подгрупповое логопедическое занятие „Закрепление знаний по лексической теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
7) Закреплять произношение согласных звуков [Ж], [З], [Ч], [Щ]; гласных звуков [А], [О], [У], [И].
8) Развитие навыка связной речи, памяти, мышления и мелкой моторики.
9) Воспитание бережного отношение к природе и насекомым.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед : Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного эмоционального фона:
Стали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Выполнение движений по тексту)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим.
Логопед : Для того чтобы лучше говорить, нужно подготовить язычок. Поиграем с язычком. Выполняем артикуляционную гимнастику.
Логопед показывает мнемосхемы, дети выполняют упражнения («Лесенка», «Чашечка», «Грибочек» и другие).
II. Основная часть.
1. Логопед : - Ребята, назовите, какие времена года вы знаете?
- Какое время года после лета? (Осень)
- Какое время года после осени? (Зима)
- Какое время года после зимы? (Весна)
- А после весны? (Лето)
- А сейчас, какое время года? (Весна)
- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
2. Логопед : - Сегодня мы с вами побываем на весенней полянке, но не одни. А вот с кем, вы узнаете, отгадав загадки.
(Дети отгадывают загадки, а логопед отрывает картинки, обращая внимание детей на местонахождение насекомых.)
• Над цветком пархает, пляшет
Веерком узорным машет. (Бабочка)
• С утра жужжу цветы бужу
Кружу, гужу и мед вожу. (Пчела)
• Всех жуков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, черненькие точки. (Божья коровка)
• Ходит ходок, через потолок.
Всем надоедает, над едой летает. (Муха)
• На ромашку у ворот приземлился вертолёт
Серебристые глаза. Кто же это… (Стрекоза)
• В уголке живет, пряжу прядет
Тоньше его пряжи нет в продаже. (Паук)
• На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
• Не жужжу, когда сижу, не жужжу когда хожу
Не жужжу когда тружусь, а жужжу когда кружусь. (Жук)
• Кто работает с утра? Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды, у него полно друзей.
Тот работник … (Муравей)
Логопед : - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (Принимает ответы детей)
Правильно, мы сегодня будем говорить о насекомых.
3. Сбор общих сведения о насекомых.
- Кто из вас знает, почему они получили такое название? Правильно, на брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать».
Насекомые - обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых.
Насекомые бывают большие и маленькие.
Одни летают, другие ползают или прыгают.
Одни живут несколько лет, другие — один день.
В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом).
Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
4. Логопед : На земле великое множество насекомых и мы поиграем в игру «Один - много»; «Назови ласково» (с мячом). Давайте встанем, сделаем кружочек.
o Игра «Один – много»
Один кузнечик – много кузнечиков
и т. д.
o Игра «Назови ласково».
Комар - комарик
и т. д.
o Игра: «Звуковые лягушки»
(Чтобы перейти через болото, нужно назвать схему гласных звуков)
III. Зрительная гимнастика.
(Плакаты для развития зрительной гимнастики)
Логопед : - Ребята, все перешли через болото? Давайте вспомним, какие звуки издают насекомые?
- Следим за жуком и жужжим. (Ж – Ж – Ж)
- Следим за комаром и звеним. (З – З – З)
- Следим за кузнечиком и стрекочем. (Ч – Ч – Ч)
- Следим за сверчком и трещим. (Щ – Щ – Щ)
Сядем за столы и продолжим занятие.
IV. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Логопед : - Назовите, какое насекомое начинается на согласный звук [Ж]? (Жук)
- Какое насекомое заканчивается на звук [А]? (Муха, стрекоза, бабочка)
Составим схему слова «Муха».
Сделайте звуковой анализ слова.
Логопед : - Сколько слогов в слове муха? (Два слога)
- Назовите гласные звуки.
- Назовите первый звук в слове муха.
- Назовите второй звук в слове муха.
И т. д.
- Как изменится схема, если слово будет «Мухи»? Почему?
V. Развитие навыка связной речи.
Составление описательного рассказа по план – схеме о насекомом.
Логопед : - Расскажите о том насекомом, которое вытащите из мешочка.
(Рассказы детей по план – схеме).
Игра на развитие мелкой моторики «Чудесный мешочек»
(Дети на ощупь определяют насекомое)
1. Название насекомого
2. Величина и цвет
3. Части тела, сколько? (Лапки, усики, крылья)
4. Голос.
5. Чем питается? (Мошки, пыльца, зелень)
6. Как передвигается? (Летает, прыгает, ползает)
7. Жилище (Улей, муравейник)
8. Как зимует?
9. Польза или вред?
VI. Подведение итогов занятия.
Логопед : - Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о насекомых).
Спасибо за занятие.