Получи документы

Конспект познавательного занятия «Из истории русских пряников»

Олеся Константиновна Солодюк
Конспект познавательного занятия «Из истории русских пряников»

Конспект познавательного занятия «Из истории русских пряников»

Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления.

Задачи:

1. Знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси;

Публикация «Конспект познавательного занятия „Из истории русских пряников“» размещена в разделах

2. Формировать умение детей лепить пряники из соленого теста.

3. Развивать художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений.

5. Воспитывать желание интересоваться окружающим миром;

6. Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;

7. Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;

8. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.

Работа по обогащению словаря: пряничные доски, козули, пряности, ароматный.

Входит Кисонька:

"Мяу! Здравствуйте, ребятки, а я – Кисонька-Мурысонька, пришла пригласить вас в гости к бабушке Арине, она знает много сказок, шуток и веселых прибауток. Она всех потешет, всем споет, очень деток в гости ждет. Хотите пойти к ней в гости? Вот она дала мне клубок волшебный, он приведет нас к ней.

(Дети с кошкой идут к дому бабушки Арины, сматывая клубок, а столом сидит бабушка Арина…

Воспитатель (бабушка Арина) :

"Здравствуйте, деточки. Спасибо Кисонька-Мурысонька, что привела их ко мне. "

Киска: "Приглашай гостей".

Воспитатель:

"Я бабушка Арина, рада гостям, как добрым вестям, каждому найдется и местечко, и словечко. Проходите, детушки. Я гостям всегда рада. Хочу услышать ваши имена, а в этом мне поможет мой волшебный клубочек. Этот клубочек поможет вам найти ласковое слово для своего соседа:

Клубочек соседу передаю и ласково имя его назову - …»

Игра "Клубочек ласковых имен"

Воспитатель: Ребятки, а у меня есть для вас

Загадка:

Очень ароматные, сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце, словно в радостном румянце.

(Ответы детей)

Присаживайтесь на ковёр ребята, и ты кисонька (Дети садятся вокруг). Сейчас мой самовар закипит, бабушка вас всех чаем напоит.

Пальчиковая гимнастика

А ты, Кисонька – Мурысонька где была?" (поглаживаем руки)

Киска: "На мельнице"(показываем моталочку)

"Кисонька – Мурысонька, что ты там делала?"

Киска: "Муку молола". (ладошки друг о дружку растираем)

"Кисонька – Мурысонька, что из муки пекла?"

Киска: "Прянички". (показываем движение лепим пирожки)

"Кисонька – Мурысонька, с кем прянички ела?"

Киска: " Одна"(грозим пальцем)

"Не ешь одна, не ешь одна!

Воспитатель: Что ты наделала, Кисонька! Все прянички съела. Чем же я детей угощать буду?"

Киска: "Да я пошутила! Как же я детишек оставлю без угощенья? Поглядите-ка, что я принесла. Посмотрите дети, какие прянички (достает прянички из корзинки). Вот, как чай закипит, мы их с вами съедим, а сейчас давайте поглядим, какой они формы, на что похожи?"

Киска: "А интересно, кто знает, как появились пряники на Руси?

Ответы детей

Воспитатель (бабушка Арина) : "Сейчас я вам расскажу и покажу…а Вы мне помогите, да волшебные слова произнесите! (катит яблоко по подносу) -Яблочко наливное покатись, да пряник на волшебной доске покажись! (дети вместе с бабушкой Ариной идут к доске). Да, ребята, в наши дни пряники можно купить в любом магазине и есть их хоть каждый день. Теперь пряники в большом количестве изготавливают на хлебозаводах, а делают их специальные машины. Выпускают пряники разной формы и размеров, с разными начинками. Цена на них невысока, покупай и ешь на здоровье!

Но так было не всегда. Когда-то были времена, когда пряники считали большой ценностью и ели их только в особые дни. Давным-давно, когда древние люди только научились делать муку и добывать мед от диких пчел, ведь сахар-то тогда еще делать не умели, они стали выпекать лепешки из муки и меда с добавлением фруктового сока, и называли их медовниками (показывает картинку). Как называть?"

Дети: "Медовники. "

Воспитатель: "Как вы думаете, почему медовники?"

Дети: "Потому что выпекают из муки и меда".

Воспитатель " Правильно. А потом древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом - пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. Повторите, как их назвали?"

Дети: "Пряности".

Воспитатель: "Что такое пряности? "

Дети: "Это приятные, вкусно пахнущие части растений.

Воспитатель: " Вот я их вам сейчас покажу: гвоздика, корица, ванилин (показывает пряности в баночках). Посмотрите, какие они, и понюхайте их. Как, по-вашему, они пахнут? Хорошо или плохо? Как мы их назовем одним словом, кто запомнил?"

Дети: "Пряности".

Воспитатель "А вот в моей заветной корзинке есть такая занимательная травка. Возьмите все ее, понюхайте, можете даже пожевать листочек. Вы узнали ее?".

Дети: "Это мята".

Воспитатель " Мята очень полезна: в ней содержатся особые вещества, убивающие вредных микробов. Что вы чувствуете?"

Дети: "Травка пахнет. "

Воспитатель : "Травку эту измельчали, сушили, добавляли в тесто, так и получались мятные прянички. Посмотрите, что получается: были медовники, а добавили пряности и появились прянички. Почему их назвали пряники?"

Дети: "Пряниками назвали, потому что добавили пряности. "

Воспитатель (бабушка Арина) : " Верно, ребята. А давным-давно не во всякий день разрешено было есть пряники, и не каждому гостю их подавали. Прежде всего, пряники подавали гостям в день, когда в доме крестили малыша или в день именин, и конечно, без пряника не обходилась ни одна свадьба. Жених приезжал к невесте с пряниками. На свадебный стол ставили в конце пиршества не торты, как сейчас, а огромный пряник, украшенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье. Жених и невеста угощали гостей кусочками пряника. Для детей пеклись маленькие прянички в форме домашних животных, птиц, зверей.

Предлагаю отправиться в небольшое путешествие, и вспомнить какие виды пряников существовали на Руси…Кисонька, интересно? Ну тогда отправляйся с нами. А волшебный клубок нас приведет…

На стенде надпись –

1. Деревня Лепная (лепной пряник-козули)пряник лепят из теста как лепят игрушки из глины. Первые пряники изготавливали не для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других. Этим богам люди приносили в подарок самое вкусное, что у них было. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: солнце не выжжет посевы, вовремя пойдет дождь, озера и реки принесут вдоволь рыбы.

Прошло время, и люди приняли веру в единого бога Иисуса Христа. Теперь не нужно было приносить такие жертвы и люди сами стали есть пряники. И пришлись они им по вкусу. Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники. Появились пряники «тульские», «городецкие», «вяземские» - по названиям русских городов : Тула, Городец, Вязьма.

2. Деревня Печатная (Печатный пряник) — делали при помощи специальной доски в виде оттиска на тесте, и Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья, мармелада. Но главное, что отличало все эти пряники – на них были картинки или надписи. Пряники с картинками назывались – печатные.

Помните, в «Сказке о рыбаке и рыбке» у А. С. Пушкина, старуха, когда стала царицей, ест печатный пряник (демонстрация иллюстрации к сказке) :

За столом сидит она царицею,

Служат ей бояре и дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она пряником печатным…

Ребята, а как делали печатные пряники?

Ответы детей - в старину на пряниках печатали картинки и узоры, поэтому и называли такие пряники – печатные. Для этого использовали специальные пряничные доски.

Помните, как вы формочкой из мокрого песка «куличи» лепите. Кладете в формочку песок, утрамбовываете его лопаткой, затем переворачиваете формочку вверх дном и «куличик» с картинкой готов. Также и в углубление в пряничной доске мастер вкладывал тесто и ставил доску в печь. Когда пряники испекутся, доски доставали из печи, и пряник с картинкой готов.

Изготавливали пряничные доски разного размера. Вырезали доски для маленьких пряников.

На такой доске находились формочки для разных пряников – каждый имел свою форму и узор. Такие доски и пряники, изготовленные на них, называли наборные (от слова набирать, т. к. на доску набирались разные пряники) .

3. Деревня Вырезная (Силуэтный пряник) - при помощи специального штампа вырезали силуэт будущего пряника из раскатанного теста

Также выпускали фигурные пряники в виде фигурок коней, львов, медведей и птиц.

Воспитатель (бабушка Арина) : «Давайте сами попробуем стряпать пряничкиКаждый выберет стол на котором будет работать Наденьте фартуки, засучите рукава и примемся за работу. Только пальчики немного разомнём.»

(Дети надевают фартуки, шапочки и идут к столу, на котором готовое тесто, формочки, украшения для пряников).

Пальчиковая гимнастика: «Замеси тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём

Тесто жмём, жмём, жмём

Пирожки печём.

Пирожки печём.

Изготовление пряников из соленого теста. Воспитатель напоминает о том, что нужно держать осанку. После окончания дети укладывают их на поднос.

Воспитатель: "Ай да, молодцы! И в гостях побывали и пряники научились стряпать. Кисонька, давай еще раз вспомним, что нового и интересного мы сегодня узнали с ребятами?"

(восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии)

Воспитатель: "Как назывались лепешки из муки и меда?" (медовники).

Воспитатель: "А что такое пряности?" (пахнущие растения, коренья, листочки, которые мололи и добавляли в тесто).

Воспитатель: " Какие пряности мы с вами сегодня видели и нюхали?" (мята, ваниль, корица, гвоздика).

Воспитатель: "Как на Руси подавали пряники?" (на свадьбу, крестины, вместо торта).

Воспитательи: "Как украшали пряники?"(изображениями дерева, птиц, рыб, солнца).

Воспитатель (бабушка Арина) :

"Ай-да молодцы детки, все запомнили! На славу потрудились! Посмотрите на результат вашей работы, и оцените. Чья работа Вам понравилась больше?

Спасибо за внимание! Занятие

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия «Путешествие по морю профессий» Путешествие по морю профессий. Цель: 1 Познакомить детей с основными особенностями мужских и женских профессий (мужские и женские профессии.

Конспект познавательного занятия «Снег-снежок» в ясельной группеКонспект познавательного занятия «Снег-снежок» в ясельной группе Цель. Ознакомление детей со свойствами снега. Задачи. Способствовать расширению знаний у детей о свойствах снега (белый, холодный, пушистый).

Конспект познавательного занятия в ясельной группе на тему «Игрушки»Конспект познавательного занятия в ясельной группе на тему «Игрушки» Цель. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками. Задачи. Расширять и обогащать представления детей об игрушках. Упражнять.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки»Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки» Цель: продолжение формирования представления детей о руках человека, о значении рук в нашей жизни. Задачи:- закрепить названия пальцев;.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Экзамен для Незнайки» Цель: Закреплять порядковый счет в пределах десяти, совершенствовать умение отвечать на вопросы: -который по счету? -сколько?; Учить разгадывать.

Конспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группеКонспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группе Конспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группе. Цели: 1. Закрепить знания детей о возникновении статического.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Напечём мы пряников»Конспект занятия по аппликации в средней группе «Напечём мы пряников» Конспект занятия по аппликации, в средней группе. Тема: «Напечём мы пряников» Цель. -Знакомить с народной традицией – пряничное искусство.

Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН»Конспект занятия познавательного цикла «Мы начинаем КВН» Цель: выявление уровня знаний,умений и навыков детей о здоровье и его составляющих. Задачи: выявить представления о ЗОЖ, о дыхательной.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Из истории русских пряников»
Опубликовано: 25 августа 2021 в 14:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД