Из опыта кружковой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в СОК «Зелёный Огонёк«

ОльгаЕ
Из опыта кружковой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в СОК «Зелёный Огонёк«

Я работала руководителем кружка «Творческая мастерская» в СОК «Зелёный Огонёк» Лужского района Ленинградской области на протяжении многих лет. Сюда приезжают отдохнуть и поправить своё здоровье детки с различными заболеваниями и, как следствие, с ограничениями своих физических возможностей. Как правило, у таких детей часто встречаются и психологические проблемы, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка и т. п. Задача руководителя кружка при работе с этой категорией детей, по моему мнению, заключается в том, чтобы не только дать детям возможность приобрести определённые навыки и умения в ручном труде, развить их творческие способности, но и поверить в то, что они всё могут, у них всё получается! Поскольку педагог отвечает за сохранение не только физического, но и психического здоровья детей на своих занятиях, то необходимо создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон во время общения. Не секрет, что дети быстро утомляются, часто имеют рассеянное внимание, им необходимо принимать лекарства и посещать медицинские процедуры, принимать участие в различных мероприятиях и т. п. В этом случае важно дать им возможность порадоваться результатам своего труда, поверить в свои силы даже после непродолжительного или однократного посещения кружка, а значит сделать каждого ребёнка более счастливым, что называется, «здесь и сейчас»!

Учитывая всё вышесказанное и основываясь на опыте работы с детьми с ограниченными возможностями, я пришла к выводу, что традиционное планирование кружковой работы в условиях санаторно-оздоровительного комплекса не всегда возможно реализовать в реальных условиях, оно должно быть «гибким», иметь возможность для индивидуальной корректировки. Не все дети с ОВЗ смогут систематически в течение целой смены посещать занятия кружка, как это бывает в детских оздоровительных лагерях, поэтому необходимо «подстраиваться» под каждого ребёнка, предлагать ему такие несложные техники ручного труда, которые можно освоить очень быстро. Это не значит, что все поделки, будут слишком примитивны. Если ребёнка заинтересовать (а в этом заключается искусство педагога, то, двигаясь от простого к сложному, постепенно можно создавать всё более совершенные работы. Только очень важно, чтобы уже в период «знакомства с кружком», на первых же занятиях ребёнок смог создать законченную поделку, это вызовет у него «радость созидателя», появится уверенность в своих возможностях и мотивация (или просто интерес) прийти и попробовать сделать что-нибудь ещё.

Работа кружка в СОК, на мой взгляд, должна иметь некоторые особенности, одна из них – работа с разнообразными материалами, которые выбирает ребёнок по своему вкусу и желанию в данный момент. Содержание программы «Творческой мастерской» предполагает работус различными материалами: пластилином, бумагой цветной, гофрированной, фольгированной, бархатной, картоном, бумажными тарелками, нитками вышивальными и шерстяными, тканями, природным материалом, опилками и т. д., и т. п. Другая особенность - разнообразие техник ручного труда. В программе «Творческой мастерской»их более десятка: лепка, намазывание, мозаика, аппликация комочками, бумагопластика, моделирование из гофротрубочек, торцевание, айрис-фолдинг, вышивка по картону и ниткография, шитьё народных кукол и изготовление нитяных кукол, ткачество на станке, ковровая и опилочная насыпь, плетение, вязание и т. д. Такое разнообразие материалов и техник ручного труда позволяет подобрать и предложить ребёнку любого возраста с любыми навыками и умениями интересное занятие. Ещё одна особенность - расписание работы кружка (распределение времени работы по возрасту детей, по корпусам, по отрядам и т. п., как это обычно бывает в оздоровительных лагерях) должно иметь весьма условный характер, несмотря на то, что это может вызвать определённые трудности в работе. Необходимо беречь легкоранимую психику детей и дорожить их вниманием и интересом, поэтому ни одному ребёнку, пришедшему в кружок «не в своё время», не может быть отказано в занятии. Особое место в работе кружка занимают занятия с детьми, больными ДЦП, имеющими очень слабую координацию движений, потерю зрения, с нарушением интеллекта и т. п. Такие «особые дети» приходят в кружок с родителями, им предлагаются пособия для развития мелкой моторики кисти руки, для развития сенсорных ощущений и накопления тактильного опыта.

Многие детки приезжают в СОК в течение многих лет и радостно наблюдать, как «растут» не только их года, но и навыки, умения, координация, глазомер; как улучшаются у них такие психические процессы, как воображение, память и внимание, совершенствуется речь, поскольку речевой центр в коре головного мозга находится рядом с двигательным и развивается в том числе от сигналов, идущих от кончиков пальцев. Надеюсь, что это происходит и в результате наших совместных занятий. Очень приятно слышать от родителей, что после лета ребёнок «заболел» рукоделием, или «блистал в математике», благодаря вышивке «изонить», поскольку она развивает логику, или улучшил свою координацию, занимаясь рукоделием, или стал более усидчивым и т. д. Уверена, что занимаясь ручным трудом, ребёнок развивается как личность.

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Егоровская Ольга Григорьевна.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Цифры
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Из опыта кружковой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в СОК «Зелёный Огонёк«
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 15:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 января. День Австралии

Официальный национальный праздник Австралии отмечается ежегодно 26 января. Это день высадки британского флота у берегов Зеленого континента в 1788 году.  Австралийцы очень любят этот праздник — по всей...

26 января. День рождения первой карты России

497 лет тому назад, 26 января 1525 года, была создана первая в истории печатная карта нашей страны – «карта Московских земель». Сделали её по «Писцовой карте России», которую составил, по итогам своих...


Горячие темочки