Папки-передвижки

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»

Виктория Ермолаева
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»

Сл. 1 С начала этого учебного года темой моего самообразования является познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, и выбрана она мною не случайно. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности дошкольника.

Сл. 2 Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Как гласит китайская мудрость: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Публикация «Проект „Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников“» размещена в разделах

Сл. 3 В дошкольном возрасте ребенок активно познает мир. Поисковая деятельность направлена на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Сл. 4 Но почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу:«Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! И т. д.

Таким отношением мы, взрослые – папы и мамы, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Так вот, для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

У меня накопился некоторый опыт в проведении и представлении исследовательской работы, и я бы хотела поделиться им с вами.

Сл. 5 Начинается исследовательская работа с выбора темы, она должна быть доступна и интересна ребёнку, в идеале тема должна исходить от ребёнка, тогда она удовлетворяет его потребности, интересы и волю.

Тема работы может быть любая:

теоретическая – изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках (книгах, фильмах и т. д.);

эмпирическая (связанная с практикой) – проведение собственных экспериментов и наблюдений за людьми, живой и не живой природой.

Сл. 6 Чтобы исследовательской работы имели не столько теоретический характер выступления и не напоминали реферат, предлагается в основу детской исследовательской деятельности взять модель исследовательских технологий, она включает в себя следующие этапы, вы их видите на слайде.

- Проблемная ситуация (её для ребёнка создаёт воспитатель или подмечает в деятельности ребёнка) - …. например Артем очень увлекался танками (рисовал, лепил мастерил, любил фильмы про танки) и родители и мы заметили это увлечение и решили принять участие в районном конкурсе «Маленький исследователь» с темой «Непобедимая броня», по результатом которого получили диплом победителя 2 степени.

- Проблема, ее формулирование (воспитатель подводит к выявлению непонятных явлений – обозначаем проблему)

- Выдвижение гипотез (вместе с детьми обсуждаем способы её решения; Подводим ребёнка к предположению)

- Подбор материала для проверки гипотез (подбираем необходимый материал и инструментарий для подтверждения гипотез)

- Проверка гипотез или доказательный отбор теоретического материала, (если тема исследования практическая– проводим эксперименты)

- Анализ и обобщение полученных данных формулирование вывода

- Подготовка и защита итогового продукта ( делаем совместно с детьми вывод и обдумываем как представить исследовательскую работу : сделать лепбук, презентацию с фотографиями, макет и т. д.)

Сл. 7 По исследовательской модели мы видим, что первым пунктом стоит проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приё мы:

• Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

• Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

• Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.

• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

«Сколькими способами можно напиться? Какая бывает вода? Как сделать её питьевой (способы очистки)»

• Постановка проблемных задач.

Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Например: Ярко рыжая кошка, шурша травой, подкралась незаметно к птичке. Может такое произойти? Нет! Как должна выглядеть кошка, чтобы подкрасться незаметно?

Использование проблемной ситуации позволит заинтересовать ребёнка в дальнейшем исследовании.

Сл. 8 Сегодня вы увидели представление исследовательских работ в форме презентации.

Дети по разному проявляют себя во время представления работы: одни уверены в себе, другие волнуются. У одних хорошая память и ребёнок чётко и связно рассказывает в ходе выступления. А тем, кто волнуется - в разной степени требуется помощь педагога и более длительная подготовка к выступлению (то, что мы называем заучиванием). Сложно оценивать детское выступление, так как дети неопытные докладчики.

Но самое главное - дети приобретают опыт выступления перед аудиторией, в ходе которого учатся осознанно и правильно строить предложения, последовательно представлять наглядность.

Сл. 9Я надеюсь, что представленная информация полезной для вас.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 08:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД