МААМ-картинки

Из опыта работы «Приемы работы с текстом в рамках системно-деятельностного подхода в обучении»

Екатерина Пантелеева
Из опыта работы «Приемы работы с текстом в рамках системно-деятельностного подхода в обучении»

Приёмы работы с текстом в рамках системно- деятельностного подхода в обучении.

Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже интересно.

Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

Ребё нок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Публикация «Из опыта работы „Приемы работы с текстом в рамках системно-деятельностного подхода в обучении“» размещена в разделах

Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто, как можно нагляднее и доступнее, на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, как формировать и развивать универсальные учебные действия.

По результатам различных мониторингов было выявлено, что дети сразу приступают к выполнению упражнений, предварительно не осмыслив содержание предлагаемого задания. Обучающиеся не могут сформулировать, в чем заключается трудность невыполнения предложенного задания.

Как научить школьника самостоятельно работать на учебном занятии? Как обучить осознанному восприятию сути содержания учебного текста?

Моя задача заключалась и заключается в том, чтобы научить детей осмысленной работе с текстом. Важно, чтобы эта работа не заканчивалась в начальной школе, а имела свое продолжение на основной и средней ступенях обучения.

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Работа с текстом является одной из главных задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке. Большей частью такая работа проводится дома, и, придя на урок, ученик не может ответить на элементарные вопросы. С этим столкнулась и я и решила перестроить свою работу на уроке. Конечно, при этом иногда страдает техника чтения.

Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно применять различные приёмы чтения, преследующие разные цели.

Например: рассказ А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Здесь использую прием «Чтение с остановкой», чтобы заинтриговать детей и чтобы можно было задать вопрос «Что будет дальше?» и прием «Круги на воде», помогающий более полно понять главных героев и дать им более ёмкую характеристику. (Жулька- маленькая, чистенькая, застенчивая, деликатная и т. д. Барбос- приземистый, взлохмаченный, бойцовская натура и т. д, но оба верные).Сначала дети работают индивидуально, затем- в паре, сравнивая свои ответы. Ребята работают активно, если текс внимательно прочитан. Такая работа проходит хорошо, если в произведении есть то, что можно сопоставить.

Прием «Мои аргументы»-Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

Очень часто провожу следующую работу. Перед коллективным разбором какого-то произведения даю домашнюю работу : 1. составить 2-3 вопроса по содержанию, чтобы проверить, как понят текст, 2. составить 2-3 вопроса на внимание (увидеть какие-то детали, 3. обязательная часть-2-3 проблемных вопроса «почему?», «зачем?». Надо сказать, что такой вид работы даёт результат, т. к. дети обязаны прочитать текст, чтобы выполнить работу.

Работа с текстом не должна ограничиваться только уроком литературного чтения. Много времени этому уделяю на уроке окружающего мира, особенно, в 4 классе.

Предлагаю Вам вместе со мной включиться в урок. (Мастер-класс)

Например: тема урока окружающего мира: «Иван Третий».(Всем участникам выдаются листочки с небольшим отрывком.).

«Потребовалось ещё сто лет, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости. Тогда на Руси (с 1462 по 1505год) правил Иван Третий- умный и дальновидный человек. Он отказался платить дань хану Ахмату. В 1480году во главе огромного войска хан двинулся в русские пределы. Князья, бояре, простые люди единодушно просили Ивана Третьего быть непреклонным в борьбе с врагами…»

Работаем группами.

Задание группам:

1гр. - 2 вопроса по содержанию

2гр. – Новые имена

3гр. - О чем говорят даты

4гр. -Составить 2проблемных вопроса «Почему?»

А можно было идти от последнего предложения абзаца. Задать вопрос «Почему люди просили князя быть непреклонным в борьбе с врагами?»- Приём «Мои аргументы»

Также организую парную работу со следующими заданиями:

- Прочитать отрывок и найти интересную новую информацию. (Прием «Поиск информации»)Задача учащихся извлечь необходимую информацию из представленного текста.

- Прочитать, составить вопрос и задать друг другу.

- Один в паре задаёт вопрос, а другой подтверждает свою точку зрения словами текста. (Приём «Мои аргументы»)

Например: Отрывок рассказа Д. Н. М-Сибиряк «Приёмыш» (Мастер- класс)

«…Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть.

Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма.

В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнём. Вода уже начинала кипеть, а старика всё не было…»

Вопрос:- Какие слова подтверждают то, что автор уже когда-то был здесь?

Одним из приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Текст данного жанра основывается на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн интересен как одна из форм творческой рефлексии. Сочинение синквейнов позволяет развивать умение синтезировать и анализировать полученную информацию.

Также данный приё м помогает мне решать сразу множество важнейших задач:

- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску,

- значительно активизируется словарный запас учащихся,

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

- активизируется и развивается мыслительная деятельность,

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого ученика и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного составления нового синквейна, с учащимися выполняем и такую работу :

- составляем краткий рассказ по готовому синквейну (использование слов и фраз, входящих в состав синквейна).Часто усложняю работу. Дети меняются синквейнами и составляют свой рассказ.

-проводим коррекцию и совершенствование готового синквейна. По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими.

Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т. к. для того, чтобы составить синквейн необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Например: Рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Перед составлением синквейна дети получают установку, что слова каждой строчки должны быть подобраны так, чтобы более полно раскрыть характер героя (Стрижонок, мама, вожак).Обращаю внимание на форму слова.

А вам предлагаю составить синквейн по теме. (Мастер- класс)

Пример синквейна:

1. деятельностный подход

2. современный, трудоемкий

3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. изменяет мое отношение к ученикам

5. самообразование.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия методического уровня по трансляции идей системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон Тема: «Возможности технологии «Ситуация» для самоорганизации деятельности педагогов в составлении алгоритма ведения педагогических наблюдений».

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Конспект интегрированной НОД на основе системно-деятельностного подхода в подготовительной группе на тему «Ткани» Конспект непосредственно-образовательной деятельности интегрированного занятия на основе системно-деятельностного подхода в подготовительной.

Конспект ОД на основе системно-деятельностного подхода в младшей группе по теме «Большой, маленький» Конспект образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода в младшей группе по теме «Большой, маленький» 1. Цель:.

Конспект образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Весенний пейзаж» Конспект образовательной деятельности в технике рисования пастелью «Весенний пейзаж» Образовательные задачи: - Создать условия и способствовать.

Конспект ОД в старшей группе с применением системно-деятельностного подхода «Мой край — моя малая Родина» Цель занятия: Закрепить с детьми знания о своей малой родине – Кубани и станице Привольной, о своей семье. Детская цель: рассказать детям.

Консультация на тему «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода» Консультация на тему: «Использование развивающих игр на основе системно - деятельностного подхода» “Детство — этап подготовки к будущей.

Консультация «Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе» Этапы и формы работы с детьми при реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе" Скажи мне, и я забуду, Покажи мне,.

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О. А. Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного.

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» с использованием системно-деятельностного подхода во второй младшей группе Тема: Полезные и вредные продукты Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления с продуктами питания. Задачи:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Из опыта работы «Приемы работы с текстом в рамках системно-деятельностного подхода в обучении»
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 16:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД