Получи документы

Изотерапия как средство эмоционального развития для детей с расстройствами аутистического спектра

Людмила Белоусова
Изотерапия как средство эмоционального развития для детей с расстройствами аутистического спектра

Эта статья адресована людям, воспитывающим детей с РАС (родителям, воспитателям и др.).

Изотерапия – это одно из направлений современной арт-терапии, которое использует возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка.

Публикация «Изотерапия как средство эмоционального развития для детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

Наиболее часто к методу изотерапии прибегают для реабилитации детей с особенностями развития. Дети с РАС имеют сложности в адекватном восприятии мира, у них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с РАС. Они, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытывают трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены. Большинство детей, страдающих аутизмом, испытывают трудности в социальном и вербальном общении. Некоторые из них невербальные, и часто не владеют умением читать язык тела и лица других.

Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние через рисунок. Для некоторых детей это - единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе. В творчестве воплощаются чувства, страхи, ожидания, конфликты. Кроме того, ребенок в процессе рисования может снять напряжение, отвлечься, успокоиться. Метод изотерапии эффективен, он не имеет ограничений и противопоказаний.

Во время проведения занятий изотерапией, задача взрослого - сфокусировать мысль ребёнка на ощущениях и действиях, связанных с изобразительной деятельностью, а не на символическом содержании рисунков. Во время проведения занятий нужно стараться создать атмосферу принятия и безопасности, необходимую для свободного выражения ребёнком содержания своего внутреннего мира. Вместе с этим, необходимо структурировать и организовывать деятельность ребёнка путём формирования определённой системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной деятельности.

Регулярные занятия по изотерапии помогают детям взаимодействовать со сверстниками и семьей, укрепляя уверенность в себе и контролируя эмоции. Знакомство с различными художественными материалами также помогает детям развивать мелкую и крупную моторику, и позволяет им быть более гибкими в незнакомых ситуациях. Эта терапия не то же самое, что обучение рисованию, а скорее исследование художественной среды как формы самовыражения.

Особенностью изотерапии является безоценочное восприятие всех работ: нет «правильного» или «неправильного» рисования. Главное – это установление с ребёнком эмоционального контакта, необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, осуществляемого как напрямую (с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, так и опосредованно изобразительными средствами.

Какие виды изотерапии можно проводить с детьми в домашних условиях?

В изотерапии возможно рисование любыми средствами : красками, мелками, карандашами, фломастерами и др. Допускается использование любых предметов, таких как овощи с вырезанным на них рисунком, губками, ватными палочками, руками, пальцами, ступнями, вилкой, коктейльными трубочками, нитками, скомканной бумагой, зубной щеткой и т. д.

Невероятно полезно рисовать двумя руками одновременно.

1. Для этого хорошо подойдет лист бумаги в клеточку. Можно взять альбомный лист. Для удобства можно закрепить лист бумаги на поверхности с помощью скотча иди любым другим способом. Начинайте от центра листа и рисуйте две зеркально симметричных половинки какого-то орнамента. Средства изображения – по желанию.

2. Рисовать можно в емкости с невысокими бортиками, наполненной песком (сухим и влажным, мелкими крупами, как одной, так и двумя руками.

3. Если ребенок любит воду, можно устроить сеанс рисования в ванной. Сделать цветную пену, используя либо пальчиковые краски, либо пищевые красители, и разрешить ребенку творить (если, конечно, вас не пугает перспектива отмывать ванную). В любом случае, рисование в домашних условиях несет некоторую нагрузку на взрослых по устранению последствий. Но это того стоит, поскольку результат воздействия на ребенка будет положительный.

4. Детям, которые испытывают неприязнь к контактам с красками напрямую, можно рисовать, выдувая краску из трубочек для коктейля, пользоваться воздушными фломастерами.

5. Можно нарисовать картинку съедобными соусами (кетчупом, майонезом) на тарелке, а потом всю эту красоту съесть вместе с гарниром.

6. Рисуйте вместе с ребенком мелками на листе, асфальте, тканях, можно для этих целей использовать остатки твердого цветного мыла.

7. Если ребенок склонен рисовать на обоях, выделите ему одну стену, на которой вы разместите рулон обоев, либо большой лист, который будете периодически менять на новый. Можно для этих целей повесить доску для рисования мелом.

В общем, проявляйте творчество вместе с детьми. Дети временами и сами подкидывают идеи, которые надо поддерживать, а не отклонять, разумеется в рамках дозволенного. В любом случае, взрослый руководит процессом, обозначая время начала и окончания, возможные средства реализации. Ваш ребенок отблагодарит Вас своим эмоциональным благополучием.

Источники:

1.«Арт-терапия как средство эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья» Ануфриева В. Н., Клишина Л. И.

2. Интернет ресурсы https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/

3. Копытин А. И. «Практикум по арт-терапии» С. -П. 2000г.

4. Лебедева Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР, М. 2004г.

5. Луговых Н. И. «об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества» Д. в. 2006г.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Консультация и презентация «Бизиборд как средство сенсорного развития детей 3–4 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» Презентация: «Бизиборд-как средство.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изотерапия как средство эмоционального развития для детей с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 30 апреля 2020 в 20:06
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД