Папки-передвижки

Изучение первоначального уровня сформированности звукопроизношения у младших дошкольников на констатирующем этапе

Валентина Фатеева
Изучение первоначального уровня сформированности звукопроизношения у младших дошкольников на констатирующем этапе

В диагностическом обследовании принимали участие воспитанники младшей группы «МБОУ Искитимская СОШ» Структурное подразделение, в количестве 18 человек (9 мальчиков и 9 девочек, возраст 3-4 года. Адрес учреждения: Кемеровская область, район Юргинский, поселок при станции Юрга 2-я.

Целью констатирующего этапа являлось изучение первоначального уровня сформированности звукопроизношения младших дошкольников, включающей следующие компоненты: слуховое восприятие, артикуляционную моторику, фонематический слух, состояние звукопроизношения.

Задачиконстатирующего этапа :

Публикация «Изучение первоначального уровня сформированности звукопроизношения у младших дошкольников на констатирующем этапе» размещена в разделах

1. Подготовить диагностический материалдля изучения первоначального уровня сформированности звукопроизношения младших дошкольников.

2. Провести диагностикудля выявления первоначального уровня сформированности звукопроизношения младших дошкольников.

3. Описать и проанализировать результаты обследования.

Предлагается диагностический инструментарий для обследования младших дошкольников на основании примерной основной образовательной программы «Истоки» Л. А. Парамоновой, программы «Развитие речи дошкольников» О. С. Ушаковой по проблеме воспитания звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста. Выделим основные критерии и показатели оценивания усвоения младшими дошкольниками звуковой стороны речи по следующим направлениям: слуховое восприятие; состояние артикуляционной моторики; фонематический слух; звукопроизношение звукосочетаниях и словах); техника речи (темп, сила голоса, дикция, умение передавать интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Для исследования сформированности звуковой стороны речи младшими дошкольниками предлагается использовать диагностику, предложенную О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной[45, 46].

Данный диагностический инструментарий составлен в соответствии с методическими принципами развития речи и психологическими особенностями младших дошкольников.

Диагностические задания предлагались детям в индивидуальной игровой форме, что позволило получить наиболее достоверные и объективные данные. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (в баллах). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни усвоения детьми звуковой стороны речи : 4 – высокий, 3 – средний (достаточный, 2 – ниже среднего, 1 – низкий. В конце обследования речи детей производился подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 75 %) получило оценку 4, это высокий уровень. Если больше 50 % ответов с оценкой 3, это средний уровень, если больше 50 % ответов с оценкой 2, это уровень ниже среднего, а если больше 50 % ответов с оценкой 1 – низкий уровень.

Использованные методики:

1. Определение уровня развития слухового восприятия - игра «Отгадай, что звучит?»

Цель игры: определить умение ребенка дифференцировать звучащие игрушки. Оборудование: деревянный молоточек и дудочку; металлический колокольчик и свисток; резиновый цыпленок-пищалка и погремушка, предметные картинки с изображениями данных игрушек, ширма.

Процедура обследования: воспитатель показывает ребенку две игрушки, называет их, объясняет, как можно издавать звуки с помощью этих игрушек, и предлагает ребенку поиграть с ними. Затем воспитатель закрывает игрушки маленькой ширмой и производит за ней звук с помощью игрушек. Ребенок узнает и называет игрушки, при отсутствии речи ребенок должен показать, какая игрушка звучала. Для этого можно использовать предметные картинки с изображениями данных игрушек, предварительно проведя работу по соотнесению каждой игрушки с ее изображением на предметной картинке.

Оценивание производится в баллах: 4 – дифференцирует все звучащие предметы; 3 – допускает неточности при дифференциации звучащих предметов; 2 – дифференцирует звучащие предметы по уточнению взрослого; 1 – не дифференцирует звучащие предметы.

2. Выявление уровня состояния артикуляционной моторики – игровое упражнение «Зарядка для язычка». Цель: исследовать состояние артикуляционной моторики. Процедура обследования: проводится с использованием игрового персонажа, при выполнении по подражанию воспитателю следующих упражнений:

- Улыбнись Мишке (широкая улыбка, чтобы подружиться;

- Покажи Мишке, какой у слоника хоботок (вытянуть губы вперед);

- Преврати язычок в лопатку (показать широкий язык);

- Мишка боится пчел, у них есть жало, покажи «жало» (показать узкий язык);

- Мишка любит качаться на качелях, давай покажем Мишке, как умеет качаться наш язычок (положить язык сначала на верхнюю, потом на нижнюю губу);

- Научи Мишку тикать, как часики (подвигать языком влево-вправо);

- Покатаем Мишку на лошадке (пощелкать языком);

- Покажи Мишке, как зевает лев, когда устал (широко открыть рот и зевнуть).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме. Выполнение задания оценивается в баллах: 4 – все движения доступны, объем движения полный; 3 – замедленное и напряженное выполнение движений; 2 – длительный поиск позы, неполный объем движения; 1 – не выполняет движений. Предметные картинки с изображениями данных игрушек, предварительно проведя работу по соотнесению каждой игрушки с ее изображением на предметной картинке.

Оценивание производится в баллах: 4 – дифференцирует все звучащие предметы; 3 – допускает неточности при дифференциации звучащих предметов; 2 – дифференцирует звучащие предметы по уточнению взрослого; 1 – не дифференцирует звучащие предметы.

3. Определение уровня состояния фонематического слуха–игра «Покажи, что назову».

Цель: проверить способность ребенка дифференцировать на слух оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. Наглядный материал: пары предметных картинок кот – кит, бак – мак, миска – киска.

Процедура обследования: Ребенку показывают пару картинок и предлагают показать тот предмет, который назвали.

4. Игра «Когда придет собачка?»

Цель игры: проверить способность ребенка к фонематическому анализу. Наглядный материал: предметные картинки (дом, рак, носки, рыбка, корзина, тапки, игровой персонаж Собачка. Процедура обследования: Ребенку предлагается с опорой на картинки показать собачку, как только он услышит в слове ее «рычание»звук [р]. Для этого произносится слово и показывается соответствующая картинка, а ребенок поднимает или не поднимает собачку. Выполнение задания оценивается в баллах: 4 – все задания выполнены верно; 3 – допускается ошибка, но исправляется самостоятельно; 2 – допускаются ошибки, исправляются после повторного воспроизведения; 1 – часть задания недоступна.

5. Определение уровня состояния звукопроизношения–игра «Послушай и повтори». Цель: проверить состояние произношения звуков детьми в звукосочетаниях. Наглядный материал: предметные картинки. Процедура обследования: Ребенок должен повторить вслед за воспитателем: как девочка укачивает куклу (А-а-а); как гудит поезд (У-у-у); как кричит ослик (И-и-и); как сердится щенок (О-о-о); как кричат дети в лесу (Ау); как плачет малыш (Уа); как мяукает кошка (мяу); как мычит корова (му); как лает собака (ав); как пищит цыпленок (пи-пи-пи); как кудахчет курица (ко-ко-ко); как кричат гуси (га-га-га).

6. Игра «Назови, что покажу». Цель: проверить произношение звуков детьми в словах. Наглядный материал: предметные картинки, игровой персонаж Собака. Процедура обследования: Ребенку показывают картинки, Собачка просит его называть предметы (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Оценивание выполнения этих заданий в баллах: 4 – ребенок произносит все звуки; 3 – не произносит сложные звуки : сонорные, или шипящие; 2 – не произносит ни сонорные, ни шипящие; 1 – не произносит сложные звуки : сонорные, шипящие и свистящие.

В диагностическом обследовании (с согласия родителей) принимали участие воспитанники младшей группы структурного подразделения «МБОУ Искитимской СОШ». В сводной таблице 1 и рисунке 3 представлены результаты первичной диагностики по всем методикам в соответствии с изучаемыми компонентами произносительной стороны речи.

Лучше всего дети справились с заданиями «Отгадай, что звучит?», а хуже всего с заданием «Зарядка для язычка».

Саша и Римма дифференцировали все звучащие предметы. Оля, Ирина, Матвей, Коля и Алексей не смогли дифференцировать ни одного звучащего предмета.

У Саши, Кати и Риммыпри диагностике «Зарядка для язычка» наблюдалось замедленное и напряженное выполнение движений. 8 детей вообще не выполняли движения.

При определении уровня состояния фонематического слуха–игра «Покажи, что назову» Саша и Римма прекрасно справились с заданием и правильно показали картинки. 6 детей, к сожалению, не смогли показать ни одной картинки.

При проверке способности ребенка к фонематическому анализу с помощьюигры «Когда придет собачка?»все задания выполнили верно только двое детей.

При определении уровня состояния звукопроизношения–игра «Послушай и повтори» только Римма смоглаповторить вслед за воспитателем все звуки.

При диагностике «Назови, что покажу» Саша и Римма произнесли все звуки. 6 детей не смогли произнести сложные звуки : сонорные, шипящие и свистящие.

Следовательно, лучше всего у детей развито слуховое восприятие, а хуже всего артикуляция. Полученные результаты свидетельствуют об общем недостаточном уровне сформированности звукопроизношения детей группы. Они нуждаются в развивающей работе, учитывающей формирование всех компонентов произносительной стороны речи.

«Отгадай, что звучит?» - Диагностика 1

«Зарядка для язычка»- Диагностика 2

«Покажи, что назову» - Диагностика 3

«Когда придет собачка?»- Диагностика 4

«Послушай и повтори»- Диагностика 5

«Назови, что покажу»- Диагностика 6

В результате первичного обследования воспитанников по выбранным методикам высокий уровень сформированности звукопроизношения у 2 человек, средний – у 5, ниже среднего – 3, низкий – 8 человек.

Таким образом, для проведения мониторинга развития звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста мы использовали следующие диагностические методики: определение уровня развития слухового восприятия – игра «Отгадай, что звучит?»; выявление уровня состояния артикуляционной моторики – игровое упражнение «Зарядка для язычка»; определение уровня состояния фонематического слуха – игра «Покажи, что назову» и игра «Когда придет собачка?»; определение уровня состояния звукопроизношения – игра «Послушай и повтори», игра «Назови, что покажу».

В диагностическом обследовании принимали участие воспитанники младшей группы в количестве 18 человек в возрасте 3-4 года. Результаты первичного обследования показали общий недостаточный уровень сформированности звукопроизношения. Лучше всего у детей развито слуховое восприятие, а хуже всего артикуляция. Следовательно, дети нуждаются в коррекционно-развивающей работе, учитывающей формирование всех компонентов произносительной стороны речи.

Публикации по теме:

Елочка для развивающих игр младших дошкольниковЕлочка для развивающих игр младших дошкольников Идею по созданию такой елочки я подсмотрела у Фильчаковой Татьяны http://www.maam.ru/users/1247023. Выражаю ей свою благодарность. Елочка.

Фотоотчёт «Летнее творчество младших дошкольников»Фотоотчёт «Летнее творчество младших дошкольников» Современное общество имеет потребность в творческих личностях. А значит, одной из важных задач педагогической теории и практики на современном.

Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Развивающий коврик для младших дошкольников «Ферма»Развивающий коврик для младших дошкольников «Ферма» Развивающий коврик "Ферма" изготовлен из подручных материалов и остатков ткани. Коврик предназначен для совместной игры воспитателя с детьми.

Развивающий рюкзак для младших дошкольниковРазвивающий рюкзак для младших дошкольников Для рюкзака я использовала ткань, из которой шьют спецодежду, в данном случае я взяла жилетку. Высоту рюкзака можно регулировать. Изделие.

Сенсорное воспитание младших дошкольниковСенсорное воспитание младших дошкольников Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.) Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие.

Театрализованная деятельность младших дошкольниковТеатрализованная деятельность младших дошкольников Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети непосредственно знакомятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение первоначального уровня сформированности звукопроизношения у младших дошкольников на констатирующем этапе
Опубликовано: 15 октября 2021 в 06:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД