Папки-передвижки

Изучение свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста

Наталия Инжутова
Изучение свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

Публикация «Изучение свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).

Чтобы ребёнок дошкольного возраста познал такие свойства предметов, как: форма, размер и количество, необходимо овладеть способами сравнения, сериации и классификации. В познание свойств и отношений входит - познание формы, размера, количества в процессе сравнения.

Сравнение - первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста. Именно сравнение является одним из основных логических приемов познания внешнего мира. Малыш начинает изучать окружающие предметы с того, что отличает его от ряда других и, одновременно, находит сходство с другими объектами. Проблемой развития представлений о свойствах предметов у детей пятого года жизни занимались такие педагоги, как: Л. А. Венгер, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, К. Л. Непомнящая, А. А. Столяр и другие. Л. А. Венгер занимался проблемами развития обследовательских действий и развития процесса восприятия, уделял большое значение познанию ребенком свойств и отношений предметов окружающего мира.

Усвоение множества понятий должно опираться на сенсорный опыт и житейские представления, которые начинают складываться уже в младшем дошкольном возрасте.

В дошкольной педагогике имеется большое количество разнообразных обучающих материалов. Наиболее эффективным пособием считаем логические блоки, разработанные венгерским научным деятелем Золтаном Дьенешем, для подготовки мышления детей и усвоению математики. Детям средней детсадовской группы разумно предложить выстраивание разнообразных картинок с помощью цветных деталей набора. Они могут использовать как уже имеющиеся схемы, так и привлечь к этому свое воображением.

Золтан Дьенеш предложил разделить работу со своим пособием на три ступени.

• Свободная игра подразумевает отсутствие всяких правил, дайте право ребенку самому их придумывать. Это позволяет соприкоснуться впервые с математикой и геометрией.

• Игра по правилам. Здесь необходимо, чтобы воспитатели, педагоги или родители объяснили ребенку, что от него требуется. Его задача – повторить что-либо. Например, «повтори картинку». Он должен выложить из имеющихся фигур представленное на карточке изображение.

• Математические игры дают дошкольникам возможность окунуться в мир чисел, учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.

Работу по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста можно предложить выстроить в три ступени:

1. Ознакомление детей с познавательными играми и занимательным математическим материалом.

2. Закрепление знаний и умений детей при математических играх.

3. Обобщение умений, навыков и перенос их в другие виды деятельности.

Важным звеном в этой работе является организация предметно- пространственной развивающей образовательной среды в группе. Правильно подготовленная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечивает ему самостоятельность и активность в деятельности.

Приобщают к умственной деятельности следующие развивающие игры: игры из серии «Выложи узор», «Сложи прямоугольник», «На что похоже», разрезные картинки и игры; «Геометрическое домино», «Найди похожий» и т. п.

Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку выбрать предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе необходимы геометрические фигуры и тела (плоские и объемные, цифры.

В познавательном центре для воспитанников можно предложить дидактический материал по работе с блоками Дьенеша : дидактические игры, цвет, форма, подбери по цвету, по форме, но еще есть пособия, направленные на решение других задач математического развития – маленькие логики, геоконт. Детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша и игры серии - пазлы, в которые вложен элемент самоконтроля.

Можно предложит детям поиграть в «Угадайкину коробочку» : один ребёнок прячет фигурки в коробочке, а другой на ощупь узнает, называет и достаёт их. Детям это нравится, эту игру можно повторять несколько раз. Ещё отмети одну особенность: дети проигрывают именно те игры, которые им показывают взрослые в совместной образовательной деятельности.

После создания предметно – пространственной развивающей среды можно переходить к первому этапу – ознакомление детей с математическими играми и занимательным математическим материалом. Его задача первого этапа - развитие у воспитанников интереса к материалу по математике и дидактическим играм. Важно, чтобы на этом этапе у детей возникло желание действовать с ними.

Целесообразно использовали разнообразные методы и приемы: информационно – рецептивные, репродуктивные и исследовательские. Широко применять художественную литературу, загадки про формы, цвет и размер, чтобы помочь ребенку выделить определенное качество.

Познакомить воспитанников с такой игрой как «Угадай цвет, форму, величину» - выделение и называние отдельных свойств блоков. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего - «красный», «желтый», «синий» - дети поднимают блоки названного цвета. Следовательно, что они различают свойства. Подойдут следующие игровые ситуации: «разложили цветы по клумбам», «печенье по столам», «листья на деревья» и т. д. Разложили по цвету, потом по форме. Инструкция: Зайчик любит красное печенье, лиса – желтое, мишка - синее. При данной игре по форме ( инструкция: зайчик любит круглое печенье, лиса – треугольное, мишка - квадратное).

Следующая игра - «Давай познакомимся» - выделение и называние объема свойств. Дети встают в круг (или парами) у каждого свой блок. Блоки «оживают, разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объем его свойств. Выделить объем свойств блока более сложно, чем заметить отдельные его свойства. Называя «полное имя» блока, дети незаметно для себя учатся решать эту непростую задачу. Если вначале полное имя блока могли давать только 3-4 ребёнка, то впоследствии и остальные дети смогут легко это сделать.

Задача второго этапа - закрепление знаний детей о свойствах предметов : цвете, форме, величине.

Используются игры:

* «Найди блок». Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» своего блока, другие находят этот блок по описанию; выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок. Детям очень нравится эта игра.

Когда дети научились классифицировать и обобщать блоки по одному свойству, можно их подводить к обобщению по двум свойствам и предложить ряд игр, в которых предметы группируются по двум свойствам.

* В игре «Разложи по клумбам» в одном обруче лежали все треугольные большие цветы, а в другой все круглые маленькие. Сначала классификация по двум свойствам может вызвать у детей большие затруднения. После системного включения этих игр в работу, ребята смогут выполнять эти задания практически без затруднений.

* Психологами и педагогами отмечено, что одним из средств сенсорного развития является ознакомление с окружающей действительностью. Поэтому целесообразно добавлять детям задания типа «Найди в окружающей обстановке» все красное, круглое и т. д. Это доставляет им большое удовольствие. Например, когда уже названы все предметы в группе, можно стали искать их в раздевалке, на музыкальном занятии; ступеньки сравнить с прямоугольником, выходя на прогулку кнопку на домофоне сравнить с кружочком и т. д.

Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность подготовил появление третьего этапа, задача которого - создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.

Полученные математические знания закрепляются в повседневной деятельности. Можно оживить блоки. Дети на основе блоков рисуют машины, животных, изготовить книжки – малышки про машины, игрушки. Наблюдая за воспитанниками можно заметить, что они часто разыгрывают игры, предложенные педагогом в повседневной жизни; в окружающей обстановке игры определяют свойства и качества предметов : круглый блок похож на руль (стали использовать вместо руля в игре водитель); красные, круглые похожи на конфеты (стали использовать в играх «Семья», «Магазин»). Даже сборы на прогулку можно использовать для закрепления математических ориентировок: какой формы и цвета панамка, а платок у Ани, какого цвета футболка, шорты.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками»Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить фотоотчёт по использованию блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками. Я часто.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с цветом блоков Дьенеша» Цель: продолжать знакомить с названиями цветов, учить соотносить предметы по цвету, выделять и выбирать предметы с заданными свойствами.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с величиной блоков Дьенеша» Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с блоками, знакомить с величиной блоков, учить соотносить предметы по величине.

Конспект открытого занятия с использованием блоков Дьенеша «В гости к Мишке мы идём!» (игровая деятельность с использованием блоков Дьенеша) Цель: Научить дошкольника решать логические задачи на разбивания по свойствам,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

ОД «Путешествие на фабрику конфет». Применение логических блоков Дьенеша и палочек КюизенераОД «Путешествие на фабрику конфет». Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Веретенникова Полина Владимировна, воспитатель МБДОУ-детского сада № 424, г. Екатеринбург. Путешествие на фабрику конфет. Форма проведения.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 22:08
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Инжутова (УИ 2820587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД