Юлия Сухарева
Конспект занятия по речевому развитию и изучение стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень» с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: - учить детей выразительно читать стихотворение наизусть с помощью мнемотаблиц, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы;
- развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию и изучение стихотворения К, Д, Бальмонта „Осень“ с дошкольниками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- формировать у дошкольников способность воспринимать красоту родной природы, способствовать развитию у дошкольников памяти, внимания, мышления.
- воспитывать любовь к окружающей природе.
Оборудование :портрет К. Д. Бальмонта, картины осенней природы, грамзапись П. И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь», мнемотаблица для заучивания стихотворения.
Ход занятия:
1. - Здравствуйте, ребята! (дети стоят в кругу).
Смотрите, какие листочки к нам прилетели (детям выдаются кленовые листья на ниточках). Подуем на них, чтобы они покружились. (дети дуют на листочки).
- А теперь листочки вас провожают на свои места, садитесь, пожалуйста.
2. - Послушайте загадку:
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года —. (Осень)
- Назовите осенние месяцы?
- Осень в сентябре и октябре какая? (ранняя, разноцветная, золотая).
- Осень в ноябре какая? (поздняя, холодная, сырая, морозная).
- Сегодня мы с вами поговорим об осенней поре.
Игра: «Подбери действия»
-Листья осенью (что делают)- (желтеют, опадают и т. д.)
Дождь осенью (что делает) – (моросит, идет).
Урожай осенью – (убирают).
Птицы осенью – (улетают).
Звери осенью –(готовятся к зиме, меняют шубки).
Игра: «Подбери признак»
Листья осенью (какие)- (желтые, красные, багряные, золотые – или одним словом – разноцветные).
Дождь осенью (какой) – (холодный, моросящий).
Погода осенью (какая) – (пасмурная, дождливая, хмурая).
Деревья осенью (какие) – (ранней – с разноцветными листьями, поздней – голые).
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Но про осень можно не только рассказывать и слушать рассказы, про осень можно сочинять стихи.
Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением, которое называется «Осень», а написал его поэт, который жил и учился в нашем городе Шуя.
- На доске:
К. Д. Бальмонт (1867-1942)
- Ребята. Сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте.
Рассказ о поэте.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской области. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории. В пять лет Костя уже научился самостоятельно читать, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в стихах Бальмонта. Его стихи очень певучи и музыкальны.
Знакомство со стихотворением.
- А сейчас я вам прочитаю стихотворение К. Бальмонта «Осень».
(Стихотворение Бальмонта «Осень» читается под музыку П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя пора») .
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
- Понравилось ли вам стихотворение? Что особенно понравилось? (послушайте еще раз).
- Как вы думаете, какое настроение передает поэт, грустное или веселое?
Правильно, в своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни.
- Подскажите, как автор описывает наступление холодной осени? (в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы).
- А солнце как описывает автор? (мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет).
- А про цветы как говорит автор? (некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого аромата как летом – «нет в цветах благовонья»).
- Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать. Что это значит, как вы думаете?
(он имел в виду осенний дождь).
- Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть. (предлагаются картины осени).
3. Физкультминутка.
- А теперь предлагаю немного отдохнуть.
Осень
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
Е. Головин
Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.
Кружатся на носочках. Руки на поясе.
Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.
Бегут по кругу на носочках. Останавливаются, приседают.
- Осень в своих произведениях описывали многие русские поэты. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.
Поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре. Ярким примером являются строки Бальмонта : «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…».
Речевая разминка.
- А сейчас послушайте скороговорку.
Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.
- О чем эта скороговорка? (О листопаде, об осени).
- Что такое листопад?
- Произнесем скороговорку с радостной интонацией…. а теперь с грустной.
- Молодцы!
- А теперь попробуем выучить стихотворение. А помогать вам будут схемы –рисунки.
4. Итог: С произведением, какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему?
Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть, нарисовать рисунок.