Папки-передвижки

Консультация «К проблеме работы с семьями с детьми с ТМНР»

Анна Конопкина
Консультация «К проблеме работы с семьями с детьми с ТМНР»

К ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация: данная статья рассматривает проблемы, возникающие у педагогов в работе с семьями с детьми-инвалидами, обучающимимся на дому.

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, специальная индивидуальная программа развития, дети-инвалиды, работа с родителями.

Публикация «Консультация „К проблеме работы с семьями с детьми с ТМНР“» размещена в разделах

Среди многочисленных проблем коррекционной педагогики и психологии, одной из актуальных проблем на данный момент является сопровождение и коррекционная работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Эта проблема стала актуальна с введением федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающего доступное образование для всех детей.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития представляют особую группу детей-инвалидов. У таких детей страдают когнитивная, коммуникативная, эмоционально-волевая сферы, общая и мелкая моторика. Вследствие органических повреждений центральной нервной системы, у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, умственная отсталость сочетается с дефектами анализаторных систем, грубыми нарушениями речи, двигательными расстройствами, нарушениями эмоционально-волевой сферы[1].

К сожалению, количство таких детей растет, а вместе с тем растет и количество вопросов и проблем у педагогов, учавствующих в сопровождении и образовании данной категории детей.

Не все дети с ТМНР могут посещать образовательные учреждения, поэтому занятия с ними проводят на дому. Для этого разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР)на каждого ребенка. СИПР составляется с учетом диагноза и образовательных потребностей обучающихся на каждый год обучения.

Знакомясь с семьями детей с ТМНР, педагоги сталкиваются с тем, что работать приходится не только с ребенком, но и с его родителями. Многие родители испытывают длительный стресс, обусловленный рождением ребенка-инвалида, который деформирует их личность[2].

Для многих семей характерна пассивная роль, когда они не видят положительных результатов, отчаиваются, опускают руки, считают, что от них ничего не зависит и перестают всячески бороться за развитие ребенка. Приходя к таким семьям, педагог чувствует апатию, исходящую от родителей, они не заинтересованы в занятиях, которые проводит педагог. Такая отрицательная установка семей негативно сказыватся на развитии аномального ребенка. Задачей педагога в таких случаях является повышение психолого-педагогической компетентности, развитие оптимизма родителей, мотивирование на положительный результат.

В некоторых случаях педагоги сталкиваются с гиперопекой. Когда родители, зациклены на ребенке, бояться, как бы он не упал, не ударился, делают все за него, лишая его самостоятельности. В таких обстоятельствах у ребенка формируется абсолютная беспомощность. Работа с такими детьми очень затруднена, они много капризничают, требуют повышенного внимания со стороны родителей, самостоятельно не выполняют задания. В таких ситуациях требуется объяснить родителям, что их чрезмерная опека негативно сказывается на развитии ребенка. И без того беспомощный ребенок становится еще более зависимым и слабым.

В работах многих авторов отмечается, что в семейных отношениях родителей детей с ТМНР преобладает зависмость, ригидность. Родители находятся в подавленном состоянии, чувствуют себя беспомощными и изолированными. Им необходимо, чтобы другие люди сочувствовали и сопереживали им, разделяли их ситуацию. В таких ситуациях требуется расширение системы социальных контактов родителей по встулению в сотрудничество с другими семьями, имеющими детей с тяжелыми пороками развития для создания дополнительных источников информации и социальной поддержки[4].

Изучение взаимодействия родителей и педагогов, показало, что многие родители не доверяют педагогам и их компетентности. Родители сложных детей и специалисты образовательных огранизаций занимают разные позиции в отношении ребенка с дефектами в развитии и связанными с ними трудностями. Ориентация специалистов направлена на изучение и коррекцию патологий, но порой их вмешательство не приводит к заметным улучшениям в жизнедеятельности ребенка. В таком случае родители разочаровываются в оказанной специализированной помощи, которая не приносит видимого эффекта, что ведет к недоверию профессионалам. Семья начинает изолировать ребенка-инвалида от «некомпетентности» специалистов[3].

Чтобы коррекционный процесс приносил свои плоды, педагогам необходимо выстраивать одновременную работу и с родителем, и с ребенком. Это помогает родителям в короткие сроки усвоить информацию об особенностях и потребностях ребенка.

Многие ученые утверждают, что предоставление родителям конкретных профессиональных рекомендаций возможно в случае, если педагоги владеют информацией о повседневной жизни семьи, семейных потребностях и ресурсах. В такой ситуации оказанная помощь семье ребенка с ТМНР будет эффективна. Исследования показывают, что это способствует не только большей удовлетворенности родителей реабилитационными программами, но и удовлетворенности педагогов своей профессиональной деятельностью [4].

Таким образом, эффективность сопровождения и коррекционной работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития зависит от того, насколько удастся активизировать и мотивировать родителей на совместную деятельность.

Литература и примечания:

[1] Жигорева, М. В. Исторические аспекты становления учения о сложных нарушениях развития [Текст] // Коррекционная педагогика и смежные науки. 2014. №3 (61). С. 63.

[2] Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. М. : Владос, 2004. 408 с.

[3] Ткачева, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учреждений высшего образования [Текст] / В. В. Ткачева. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.

[4] Отева, Н. И., Малярчук, Н. Н, Криницына, Г. М., Пащенко, Е. В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии [Текст] // Вестник Минского университета. 2019. Том 7, №2. С. 66.

© А. А. Конопкина, 2020

Публикации по теме:

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Консультация для педагогов и родителей «О проблеме загрязнения берегов Чёрного моря бытовым мусором»Консультация для педагогов и родителей «О проблеме загрязнения берегов Чёрного моря бытовым мусором» Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников»Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников» Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цели и задачи: 1. Взаимодействия.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей,.

План дистанционной работы на тематическую неделю «Неживая природа» с семьями детей второй младшей группы Тематическая неделя «Неживая природа» (вода, воздух, солнце) Задачи: формировать у дошкольников экологические знания и представления.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Взаимодействие с семьями воспитанников. Перспективный план работы с родителями (или лицами, их заменяющими) Взаимодействие с семьями воспитанников ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (или лицами, их заменяющими) Форма работы с родителями Название.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «К проблеме работы с семьями с детьми с ТМНР»
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 09:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД