МААМ-картинки

Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?

Людмила Волобуева
Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?

Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?

выявить нарушения в развитии ребёнка раннего возраста прежде всего помогут наблюдения родителей за его речевой и двигательной сферой и познавательной деятельностью.

Выявление «группы риска» по формированию отклонений

в развитии у детей первого года жизни

Публикация «Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?» размещена в разделах

В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, психики, моторики, тонкой моторики, контроль за речевым развитием является необходимым при оценке нервно-психического развития всех детей раннего возраста (особенно на первом году жизни).

Первоначально «группу риска» по отставанию в развитии ребёнка определяет врач-невропатолог, учитывая особенности рождения ребёнка : показатели шкалы Апгар, срок рождения, степень доношенности ребёнка, появление и угасание безусловных рефлексов. Поэтому важно проходить медицинское обследование 4 раза на первом году жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев, чтобы отследить изменения в неврологическом статусе ребёнка и предпринять все меры в случае неблагоприятного развития центральной нервной системы, определить выраженность задержки развития (темповая или патологическая, требующая срочной медикаментозной и психолого-педагогической помощи).

На первом году жизни может задерживаться не только психомоторное, но и речевое развитие. Этапы речевого развития тесно взаимосвязаны между собой и закономерно сменяют друг друга. Только последовательное динамическое развитие речевой функции обеспечивает её полноценную деятельность. Знание основных закономерностей периодизации речевого развития является основой для диагностики нарушения темпов его формирования на 1 году жизни.

Первый год жизни ребёнка в отношении развитии речи является подготовительным (предречевым периодом, который в значительной степени реализуется за счёт безусловно-рефлекторной нервной регуляции речевого аппарата и речевых (предречевых) функций. Дети последовательно проходят ряд стадий предречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции (вокализации) определённого типа. Выделяют следующие типы вокализаций: крик, плач, кряхтение (появляются после рождения, гуление (появляется в конце 1 месяца и длится до 5 - 6 месяцев, лепет (от 5-6 до 9-12 месяцев). Стадии предречевого развития, как уже указывалось, тесно взаимосвязаны со стадиями психомоторного развития и являются неотъемлемой его составляющей. Оценка предречевого развития проводится при комплексном исследовании неврологического статуса и уровня психомоторного развития ребёнка с учётом не только календарного, но и скорригированного возраста (разницы между фактическим возрастом и недостающими до доношенного срока неделями беременности).

У доношенных новорождённых, особенно с малым сроком гестации (беременности, существенный период развития центральной нервной системы проходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной (послеродовой) адаптации. Продолжительность этого периода может варьироваться от 2-3 недель до 2-3 месяцев, причём он часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических (телесного происхождения) осложнений. Это может служить дополнительным фактором, обуславливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей.

В связи с этим в «группу высокого риска» нарушения психоречевого развития будут включены дети, у которых в первые 3 месяца жизни в результате углубленного клинико-инструментального обследования были выявлены структурные нарушения со стороны головного мозга (кисты, расширение межполушарной щели, смещение срединных структур).

В «группу риска» должны быть включены недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела) дети с нарушениями со стороны зрительного и слухового анализаторов, недостаточностью функций черепных нервов (особенно 5,7,9,10,12, задержкой редукции безусловных рефлексов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.

У детей первого месяца жизни среди общемозговых симптомов особого внимания заслуживает длительность и выраженность синдрома угнетения центральной нервной системы. При этом в различной степени нарушаются функции черепных нервов, что клинически проявляется в первую очередь отсутствием безусловных оральных рефлексов (поискового, хоботкового, сосательного, глотательного) и значительными трудностями при проведении кормления. Кроме того, к ранним признакам, отражающим функцию бульбарной группы черепных нервов (языкоглоточных, блуждающих и подъязычных, можно отнести отсутствие крика (афония, слабый крик с носовым оттенком, монотонный немодулированный крик. Наличие судорог является клинически значимым признаком раннего органического поражения центральной нервной системы и определяет необходимость проведения углубленного инструментального обследования головного мозга.

Возраст 2-3 месяцев характеризуется формированием активного гуления, примитивных эмоциональных реакций, появлением «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения. В этот период особо значимыми признаками будущих речевых расстройств являются: отсутствие гуления; сохраняющиеся бульбарные нарушения или формирование псевдобульбарных расстройств (оживление рефлексов орального автоматизма, появление спастичности в мышцах (скованность и спазм мышц) языка, затруднения при кормлении); отсутствие реакций фиксации взора и прослеживания за объектом; отсутствие адекватных двигательных и мимических реакций на обращённую речь и её эмоциональную окраску.

Возраст 4-6 месяцев характеризуется появлением истинного гуления, отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонацией, появлением в конце периода сочетания губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. При перинатальных поражениях центральной нервной системы возможна задержка развития данного периода, сочетающаяся с задержкой темпов психомоторного развития. У детей в первую очередь снижены коммуникативные функции (зрительное и слуховое сосредоточение, низок интерес к окружающему, задержано статико-моторное развитие). Гуление и лепет монотонные, тихие, без модуляции и интонаций. Такие дети должны быть отнесены в «группу риска по речевой задержке».

Кроме выраженной задержки псимоторного развития, выявляются нарушения иннервации (связи с центральной нервной системой) мимических и речевых мышц. Прогрессируют трофические (сосудистые) расстройства в мышцах языка и глотки при бульбарных нарушениях, проявляющиеся как афонией, так ринофонией (носовым оттенком вокализации). Активация рефлексов оральной группы, которые к этому периоду должны практически угаснуть, наблюдаются при формировании детского церебрального паралича. Нарушения, наблюдаемые при этом (спастичность мышц рта и языка; неправильное положение языка в полости рта и его гиперкинезы (патологически внезапно возникающие непроизвольные насильственные движения); распространённые оральные синкинезии – добавочные лишние артикуляционные движения, препятствуют появлению гуления. Детей данной возрастной группы с такими нарушениями относят в «группу высокого риска по формированию грубых речевых расстройств».

Периоды речевого развития 6-9 и 9-12 месяцев характеризуются формированием лепета и концу 11-12 месяцев – слогов и односложных слов, усовершенствованием движений губ, языка, мягкого нёба, а также совершенствуется функция дыхания, удлиняется непроизвольный выдох, ребёнок регулирует громкость и высоту голоса в зависимости от ситуации. Лепет является закономерным продолжением истинного гуления и проявляется в норме соединением отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность. При общей задержке моторного развития без грубых симптомов поражение нервной системы в эти периоды может сохраняться примитивное гуление в виде однообразия, монотонности голосовых реакций, невозможности произвольного контроля громкости и высоты голоса. Кроме того, обычно имеют место недостаточность слухового внимания, затруднение в определении источника звука в пространстве, нарушение дифференцировки восприятия голоса и его тембра. Это является одним из главных факторов в задержке развития начального понимания обращённой речи. Такие дети формируют «группу риска по задержке речевых функций».

У детей, перенёсших тяжёлое перинатальное поражение центральной нервной системы, к 6-9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм детского церебрального паралича, при которых отчётливо проявляются нарушение тонуса в мышцах языка и губ, оральные гиперкинезы, оральные синкенезии. Дети испытывают проблемы с жеванием, глотанием, поперхиваются при еде и питье, не могут пить из чашки. Гуление может быть рудиментарным или отсутствовать, лепета нет, нарушена синхронизация дыхания и голосовых реакций (если они есть, дыхания и еды. Эти дети составляют «группу высокого риска по формированию тяжёлых речевых расстройств».

Для выделения «группы риска» по формированию отклонений в развитии детей первого года жизни оценка неврологического статуса и психомоторного развития должна проводиться по следующим критериям:

общемозговые симптомы (характер активного бодрствования, наличие и характер судорог);

состояние черепных нервов;

общая двигательная активность (поза, объём активных и пассивных движений, мышечный тонус);

сухожильные и безусловные рефлексы, их степень выраженности и редукция;

психоэмоциональные и предречевые реакции.

Консультацию подготовила учитель-логопед

Людмила Викторовна Волобуева

Публикации по теме:

«Использование игр-драматизаций в развитии детей раннего возраста»«Использование игр-драматизаций в развитии детей раннего возраста» IMG]/upload/blogs/detsad-112396-1433617091.jpg[/IMG] Использование игр-драматизаций в развитии детей раннего возраста» Цель: Формировать.

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «Что-либо, выраженное словами, устно.

Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду Раньше было принято считать, что если ребенок плачет в период привыкания к детскому саду, то это пройдет. Ни родители, ни педагоги не придавали.

Анкета для родителей «Проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста» Предлагаемая анкета для родителей ориентирована на изучение особенностей речевого поведения ребенка от 1 года до 2—2,5 лет в ситуациях,.

Дидактические игры в развитии интеллекта детей раннего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала дети постигают то, что окружает их дома, в детском саду. Удовлетворить детскую любознательность.

Консультация для родителей «Как определить талант у ребёнка» КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТАЛАНТ У РЕБЕНКА? КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТАЛАНТ У РЕБЕНКА? Общего образования явно недостаточно, чтобы воспитать всесторонне развитую.

Консультация «Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста» Место фольклора в эмоциональном развитии детей раннего возраста Составила Мехнина Н. Н. воспитатель ГБДОУ детского сада № 61 Колпинского.

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста» Воспитатель МАДОУ ЦРР ДС№462: Баранова И. Н., первая квалификационная категория Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет или упражнения для.

Роль сказкотерапии в развитии общения у детей раннего возраста с ЗРР В последнее время особое значение в специальной психологии приобретает проблема задержки речевого развития, и является одной из ведущих.

Возможности игрушки в развитии словаря детей раннего возраста С каждым годом жизнь требует все больший объем знаний не только от нас, взрослых людей, но и от детей. Одним из условий успешного обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 19:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД