Ирина Чебанова
Календарно-тематическое планирование на полугодие по предмету «Художественный труд» для 9 класса школы VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Художественный труд
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по художественному труду включает два раздела: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование с конкретным распределением учебных часов по разделам предмета.
Общая характеристика учебного предмета «Художественный труд» носит коррекционный характер и предназначен для трудовой и творческой организации детей, занимающихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, 9 класса. Художественный труд - конкретная практическая деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Роль художественного ручного труда в становлении некоторых традиционных видов декоративно-прикладного искусства детей с умственной отсталостью, в их трудовом, нравственно-эстетическом, и патриотическом воспитании неоценима.
Публикация «Календарно-тематическое планирование на полугодие по предмету „Художественный труд“ для 9 класса школы VIII вида» размещена в разделах
- Домоводство, СБО, труд
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Программа включает два основных содержательных раздела: «Виды художественной техники» и «Конструирование и моделирование». В рамках первого раздела закладываются основные представления о различных видах художественной техники :
Работа лоскутная мозаика, вытынанка - ажурное вырезание из бумаги, нетрадиционная аппликация, расширяют мировоззрение, представления учащихся о различных художественных техниках, о способах их выполнения, развивается эстетическое мировосприятие.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся по обработке различных легкообрабатываемых материалов, технического кругозора, развитию умственных способностей и предусматривает : конструирование из растений, объёмное моделирование из бумаги, картона, ткани, различных материалов. Красной линией данного курса является коррекционная работа с учащимися.
В практической деятельности у детей с умственной отсталостью воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, бережливость, стремление как можно лучше и качественнее выполнить работу. Особое внимание на занятиях по художественному труду уделяется технике безопасности труда и правилам поведения при работе с режущими и колющими инструментами. Художественный ручной труд является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются - это указывает на широкие возможности этой увлекательной полезной, творчески продуктивной и практической деятельности в целях всестороннего развития детей.
Цель предмета : Приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.
Задачи: 1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Факультативный курс «Художественный труд» имеет специфические особенности, в частности носит коррекционный, воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.
Коррекционная цель: в процессе обучения максимально корректировать недостатки развития личности детей имеющих отклонения в здоровье.
Для достижения коррекционной цели ежедневно на занятиях решаются следующие задачи:
развитие кругозора, речи, мышления, глазомера и мелкой моторики;
формирование умений планировать свою работу, ориентироваться в задании, делать выводы, обобщать, видеть главное, анализировать проделанную работу;
воспитание самостоятельности, самоконтроля, эстетического вкуса, коммуникативности и корректности в общении с окружающими людьми.
В коррекционном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия детей с различной умственной отсталостью. Систематичность требует, не только решать задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения детей, развития сильных сторон личности каждого ребенка.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения. Для успешного обучения, на занятиях используется наглядный материал и натуральные образцы. Для формирования и закрепления умений и навыков предлагается большое количество упражнений в разных вариантах. Для поддержания устойчивой мотивации к занятиям художественным трудом, упражнения учитывают интересы воспитанников. Дети с нарушениями интеллекта обычно затрудняются в овладении такими обще трудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 9 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется индивидуальный практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теоретический материал даётся небольшими дозами, в основном при выполнении практической работы с опорой на наглядность в рисунках и доступных схемах с опорными словами, так как учащиеся имеют недоразвитие речи.
Таким образом, программа не только способствует трудовой и социальной адаптации воспитанников, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на их личностные свойства, но и открывает воспитателю широкий простор для творчества, что обычно положительно сказывается на качестве обучения.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Художественный труд»
Тема Дата Кол-во часов Формируемые представления Материалы и оборудование Содержание, виды деятельности
Введение в предмет «Художественный труд» 06.09 1 Правила поведения и техника безопасности при работе с различными материалами и инструментами. Организация рабочего места, уборка рабочего места. Иллюстрации, инструкционные карты.
Просмотр видеопрезентации техники безопасности с острыми и режущими предметами.
I раздел «Виды художественной техники»
Лоскутная мозаика
Знакомство с лоскутной мозаикой. Виды техники лоскутной мозаики: (квадрат, шахматы, полоска, треугольник, мельница, соты, колодец) 13.09
20.09
27.09 3 Ткань, цвет, размер отрезков, форма, величина. Демонстрационный материал.
Инструкционные карты.
Ножницы, клей, зубочистки, Потолочная плитка, разноцветные лоскутки. Знакомство с видом декоративно-прикладного творчества – лоскутная мозаика.
Раскрыть особенности лоскутного шитья, познакомить с различными техниками.
Рассказ о происхождении данного творчества.
«Закладки для книг» 04.10
1 Ткань, подбор цвета, выбор техники. Клей, ткань, ножницы, лекало из картона. Видеопризентация «Кубань - собственные традиции по изготовлению поделок и вещей домашнего обихода с использованием лоскутной мозаики»
Салфетка
1 «Под грибом»
2. «Золотая осень»
11.10
18.10
2 Ткань, подбор цветовой гаммы, выбор техники. Клей, ткань, ножницы, шаблон гриба, шаблон кленового листа. Развитие мелкой моторики рук;
Приобщение детей к поэтапному выполнению заданий.
Рассказ о пользе труда в жизни человека.
Коллективная работа Пано: «Золотая осень» 27.10 1 Выбор лоскутов по цветам соответствующим осеним признакам (желтый, оранжевый, коричневый, красный) Ватман, лоскутки тканей, шаблон дерева, клей, ножницы. Работа в коллективе, создание эмоционального настроения детей на совместную деятельность с учетом интереса каждого.
Выставка работ.
Вытынанка - ажурное вырезание из бумаги
Знакомство с ажурным вырезанием.
Вид ажурного вырезания (простой и сложный) 08.11
15.11 2 Правила поведения и техника безопасности при работе с различными материалами и инструментами. Демонстрационный материал.
Инструкционные карты.
Ножницы для маникюра, калька, шаблон. Введение в тему. Повторение правил техники безопасности работы с ножницами.
История возникновения ажурного вырезания.
Видеопрезентация работ ажурного вырезания.
Колокольчик 22.11 1 Правила поведения и техника безопасности при работе с различными материалами и инструментами. Демонстрационный материал.
Инструкционные карты.
Ножницы для маникюра, калька, шаблон.
Развитие мелкой моторики рук;
Приобщение детей к поэтапному выполнению заданий с соблюдением правил техники безопасности.
Просмотр видеопрезентации работ.
Гномик 29.11 1 Правила поведения и техника безопасности при работе с различными материалами и инструментами. Демонстрационный материал.
Инструкционные карты.
Ножницы для маникюра, калька, шаблон.
Нетрадиционная аппликация
Нетрадиционная аппликация.
Виды работ с использованием: (крупы, соломы, ткани, ниток) 06.12 1 Правила поведения и техника безопасности при работе с различными материалами и инструментами. Демонстрационный материал.
Инструкционные карты.
Ножницы, шаблон, клей ПВА, карандаши, цветной картон, требуемый материал. Развивать художественное воображение и эстетический вкус детей.
Развивать конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги мы используем другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
Видеопрезентация работ.
Аппликация «Зернышко к зернышку» Подводный мир
13.12 1 Правила поведения и техника безопасности при работе с различными материалами и инструментами. Манная крупа, фасоль, ракушки, чечевица, шаблон осьминога, цветной картон, клей ПВА. Рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой.
Развитие мелкой моторики рук, усидчивость.
«Волшебные нитки»
«Работа с различными видами ниток в технике аппликации»
«Утенок» 20.12 1 Правила поведения и техника безопасности при работе с различными материалами и инструментами. Пушистые нитки, вата, картон, клей ПВА, ножницы, шаблон. Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, «Весёлые уроки»
Беседы: «От куда берутся нитки»;
«Вот какие разные волшебные ниточки»; «Забавные истории про клубок».
Наблюдения за процессом работы с нитками в технике аппликации.
«Новогодний сувенир»
Выставка детских работ за первое полугодие. 27.12 1 Правила поведения и техника безопасности при работе с различными материалами. Материалы и оборудование по требованию изделия. Самостоятельный выбор ребенка в изготовлении сувенира из любого вида художественной техники изученного в течение полугодия.