Папки-передвижки

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Александра Круглова
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Игры по формированию у детей представлений о форме предмета

1.«Спрячь от дождика»

Ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Под зонтик кладется геометрическая фигура и предлагается ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.

Публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников» размещена в разделах

2.«Разложи правильно»

На столе все фигуры одного цвета. Ребенку предлагается разложить фигуры по коробкам, на которых изображена форма фигур. По сигналу дети раскладывают фигуры по коробкам.

3.«Какой фигуры не стало?»

Выбирается 4 геом. фигуры разной формы и кладутся на стол.

Водящий выбирает одну фигуру, а остальные дети должны угадать, какой фигуры не стало (игра усложняется за счет подбора фигур разного цвета, размера).

4.«Подбери по форме»

Ребенку предлагается таблица с силуэтами различных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети выкладывают соответствующие фигуры на таблицу.

5.«Геометрическое лото»

Назови эти геометрические фигуры. Соедини каждую фигуру с предметом,который на неё похож.

6.«Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

7.«На что похоже?»

Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предмет окружающего мира похожа данная фигура.

8.«Пикник для фигур»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры - паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «заполняют»паровоз.

9.«Друзья»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира : 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

10.«Вкусный груз»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.

11.«Игра с обручем»

Для игры используются 4-5 сюж. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушке: цвет, форма, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

12.«Закрой окошко в домике»

Воспитатель раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

13.«Зашей комбинезон»

Детям раздаются разноцветные вещи с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить вещи, правильно подобрав заплатки.

14.«Открой замок»

Детям раздаются ключи разной формы и предлагают открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

15. «Разложи фигуры»

Задачи: формировать представления об основных цветах и о геометрических

фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование: набор геометрических фигур.

Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

1 вариант-предлагается ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

2 вариант- предлагается собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

3 вариант- предлагается собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

16. «Найди свой домик»

Задачи: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур;

умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и находить среди них такие же;

развивать зрительное восприятие, сообразительность.

Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему;

по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и поискать такую же в обручах; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т. д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

17. «Разложи фигуры в домики»

Задачи: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.

Оборудование: карточки-домики красного и зелёного цвета, геометрические фигуры

Того же цвета и размера (круг, прямоугольник, треугольник).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает : «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т. д.)

-По форме (в красном домике – круги и т. д.).

-По величине (в красном домике –большие треугольники и т. д.).

Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.

18. «Принеси и покажи»

Задачи: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение применять зрительное обследование формы, создавать зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет, развивать память; воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности.

Оборудование: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги, квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4 штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой – разного цвета, образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать дети (треугольник, квадрат, круг).

Игровое правило: выполняют поручение только те дети, кого вызвал Воспитатель;прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти;искать фигуру только на своем столе, выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

Ход игры:Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

19.«Найди предмет такой же формы»

Задачи: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место

и только потом брать другую.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки : «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т. д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме

20. «Геометрическая мозаика»

Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать память, мыслительные операции.

Оборудование: карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы и размера.

Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать, из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

3. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4. Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

21. Игра «Собери целое из частей»

Задачи: формировать представления геометрических фигурах, умение составлять целое из частей;

закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету;

развивать зрительное восприятие, мышление.

Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-вкладыши.

Игровое правило: ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева направо (от простого к сложному).

Ход игры:Воспитатель предлагает ребенку : «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т. д.

Игру можно повторять несколько раз.

22.«Сравни и подбери»

Задачи: учить сравнивать предметы по величине, закрепить знания о цвете и геометрических фигурах, развивать внимание, расширять словарный запас.

Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением

предметов и геометрических фигур.

Игровое правило: ребенок берет по одной карточке и находит ей место на

большой карте.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки небольшой карте.

Ход игры:Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает : «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

23.«Найди похожую фигуру»

Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

квадрате, овале, прямоугольнике, умение находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,

развивать мышление, зрительное восприятие, память.

Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

Игровое правило: сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,

брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной фигуре по форме.

Ход игры:В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл».

24.«Закрой окошечко»

Задачи: Закреплять умение различать изученные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник); формировать умение зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Закрепить умение различать фигуры по цвету; развивать мыслительные операции.

Оборудование карточки с изображением домиков разного цвета со зверями в окошечке, цветные геометрические фигуры-окошечки.

Игровое правило: ребенок берет только по одной геометрической фигуре, определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Ход игры:Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с домиками. Воспитатель рассматривает вместе с детьми домики. Дети называют жителей и называют, какой формы окошки. Воспитатель вместе с детьми поочерёдно рассматривает фигуры. Обращает внимание на углы. Потом предлагает уложить спать зверей (или спрятать) – разложить все геометрические на карточки с окошками так, чтобы они совпали с нарисованными.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Дидактическая игра на липучках «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представленийДидактическая игра на липучках «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представлений Предлагаю вашему вниманию д/и "чудо - поле" Д/и «Чудо-поле». Материал. Полотно, обтянутое тканью с пришитыми с обеих сторн липучками. Наборы.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений (II часть) Месяц: Декабрь Неделя: I Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Ориентировка во времени». Задачи: - Развивать чувство времени,.

Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 летКонспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 лет Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4-6 лет «Путешествие.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке»Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке» Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений тема: «На помощь принцессе Звёздочке» Воспитатель: Артемьева Людмила.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Столько же, больше, меньше»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Столько же, больше, меньше» Занятие по Формированию элементарных математических представлений. Для второй младшей группы. Подготовил и провёл воспитатель: Иващенко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников
Опубликовано: 1 июня 2020 в 20:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Александра Круглова (УИ 2122350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД