Дарья Сысоева
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений
Подготовила : Воспитатель Алфёрова Дарья Александровна
МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Тамбов, 2017
«Мы - экологи»
Цель: закреплять знания детей о природе.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для подготовительной группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры: воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы. Например:
1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2. Для чего природе нужны хищники?
3. Что такое красная книга и для чего она нужна?
4. Для чего люди создают заповедники?
5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
«Охрана природы»
Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
Оборудование: картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.
«Живая пирамида»
Цель: закреплять знания детей об экологической пирамиде через перфокарты.
Оборудование: перфокарты с изображением хищных и травоядных животных.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищных животных, на правой стороне - травоядных животных. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным, каких они ловят.
«Природа и человек»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Оборудование: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
«Большая цепочка»
Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Оборудование: картинки с изображением объекта живой или неживой природы.
Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.
«Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы, развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Кто где живёт?»
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Оборудование: картинки с изображением животных и местами их обитания.
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Польза-вред»
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
Ход игры: Первый вариант: «Польза – вред». ( Тема: живая природа)
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?»
Второй вариант: «Нравится – не нравится» ( Тема: не живая природа)
Третий вариант: «Хорошо – плохо». ( Тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания.
Оборудование: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод и корзинок.
Ход игры: у одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
«Дети – плоды» под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
«Дети – корзинки» должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Грибная корзинка»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Оборудование: корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.